twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2025. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Что теперь будет с Газой? Прогноз Шерешевского

15 Октября 2025 14:14

Президент США Дональд Трамп добился обмена заложниками и пленными между Израилем и ХАМАС, а также замораживания военных действий между сторонами. По некоторым данным, в Газу начала свободно поступать гуманитарная помощь это может означать, что прекратится голод, который был ранее зафиксирован представителями ООН. Но до мира ещё далеко.

Газа лежит в руинах, большинство зданий разрушено. Около 67 тысяч жителей, по данным Минздрава Газы, были убиты, а общее число убитых и раненых могло перевалить за 200 тысяч, что составляет 10 процентов населения сектора. Даже после отступления израильские войска по-прежнему контролируют около 53 процентов Газы.

Под контролем нескольких десятков тысяч боевиков ХАМАС находится остальная часть сектора. Там военные действия продолжаются, хотя и не столь интенсивно ХАМАС уничтожает враждебные ему племена, некоторые из которых он подозревает в сотрудничестве с Израилем, проводятся массовые казни.

Мирный план президента США, разработанный при участии бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра, предусматривает несколько взаимосвязанных пунктов.

ХАМАС должен разоружиться. Одновременно в Газе будет создано правительство технократов, не связанных с этой группировкой, которое будет назначено вашингтонской администрацией и будет курироваться ею и её арабскими союзниками. Оно займётся восстановлением сектора, а Израиль выведет свои вооружённые силы (ЦАХАЛ) окончательно. Тогда в Газу вступят силы некоторых арабских стран (возможно, суннитских монархий Персидского залива и Египта) или Турции, которые станут следить за соблюдением перемирия и не допустят взаимных нападений палестинцев и израильтян. И самое главное арабы выделят финансирование для восстановления Газы. Затем, когда-нибудь в далёком будущем, будут проведены реформы, которые создадут условия для появления палестинского государства.

Вот только всё это плохо согласуется с реальностью.

Во-первых, ХАМАС отказывается разоружиться, поскольку если группировка это сделает, она будет уничтожена Израилем под любым предлогом (если не сейчас, то через несколько месяцев или лет). Об этом откровенно рассуждал несколько лет назад экс-глава израильской разведки МОССАД, заметивший, что «ХАМАС не разоружится, потому что если он это сделает, мы сразу придём и убьём его. И зачем нам тогда вести с ним переговоры? Боевики это прекрасно понимают».

На Ближнем Востоке никто не станет вести переговоры с оппонентом, если тот не располагает возможностью нанести другой стороне критический ущерб. Безоружные и неспособные защитить себя враги на следующий день становятся трупами.

Во-вторых, о каком создании в Газе технократического правительства из независимых от ХАМАС специалистов может идти речь, если ХАМАС всюду разместил свои блокпосты и занялся публичными казнями неугодных ему лиц буквально на следующий день после прекращения огня с Израилем?

В-третьих, отвод израильских войск из Газы маловероятен, потому что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху зависит от радикальных крайне правых религиозных националистов в своей правящей коалиции, угрожающих развалить её и вызвать досрочные выборы, если он это сделает. Кроме того, если он уйдёт в ситуации, когда ХАМАС не складывает оружие, это будет выглядеть как победа ХАМАС и его личное поражение. И, наконец, после возвращения израильских заложников у Нетаньяху развязаны руки: если прежде он до какой-то степени сдерживал масштабы операций в Газе из-за опасения гибели израильских заложников, находившихся в руках ХАМАС, и по причине массовых протестов израильских граждан, добивавшихся обмена заложниками, то теперь этот фактор исчез.

В-четвёртых, арабские страны могут выделить какие-то дополнительные средства на восстановление Газы, но вряд ли будут туда вводить войска (целью такого ввода было бы предотвращение взаимных нападений Израиля и ХАМАС), потому что боятся непредсказуемых действий Израиля. В недавней публикации в издании Washington Post высокопоставленный чиновник Пентагона сообщил, что арабские государства Персидского залива, а также Египет и Иордания активно сотрудничали с Израилем в том, что касается проведения совместных военных учений и обменивались разведывательными данными, чтобы противостоять Ирану, добавив: «Они считают, что израильтяне могут делать всё, что угодно, когда угодно, и никто их не остановит».

США надеялись, что военное взаимодействие станет шагом к политической нормализации между Израилем и арабскими странами. Но Эмиль Хокайм, исследователь, связанный с International Institute for Strategic Studies, указал на то, что в действительности оно лишь «маскировало реальную напряжённость между государствами, и после израильского удара по Катару эта напряжённость вышла наружу: «Ключевой участник американской инициативы атаковал другого, а США выглядят безучастными или соучастниками удара... Отныне недоверие будет преследовать американские усилия ещё долгие годы»».

Эксперты считают, что арабские государства могут финансово или дипломатически помогать Газе, но они не хотят направлять туда свои вооружённые силы, потому что «в государствах Залива опасаются, что Израиль, если его не сдерживать, выйдет из-под контроля», как заметил профессор Оттавского университета Томас Жуно. Проще говоря, для арабов это была бы слишком рискованная операция.

И, конечно, Израиль категорически возражает против ввода в Газу вооружённых сил Турции одного из своих главных конкурентов на Ближнем Востоке. Израиль стремится ограничить растущее турецкое влияние в Сирии, что привело к охлаждению между странами, и трудно себе представить, чтобы он согласился с появлением в Газе турецких военных. Правда, сегодня обсуждается возможность ввести в сектор войска такой мусульманской страны, как Индонезия.

Обозреватель издания The Financial Times Гидеон Рахман в заметке «Почему мир на Ближнем Востоке по-прежнему может быть недостижим» указывает на те же обстоятельства и приводит свои аргументы. По его словам, несмотря на эйфорию как в Израиле, так и в Газе по поводу прекращения боевых действий, остаётся слишком много вопросов.

Действительно ли ХАМАС разоружится, а Израиль выведет свои войска, как того требует соглашение? Но имеющиеся сегодня данные не обнадёживают ХАМАС вновь укрепляет свой контроль над Газой и ведёт боевые действия, чтобы разоружить соперничающие группировки.

Если разоружение ХАМАС не состоится, то следующие этапы плана выглядят очень сомнительно. Например, сможет ли группа палестинских технократов действительно взять на себя управление Газой, если ХАМАС останется на месте? Конечно, нет. Это, в свою очередь, ставит под сомнение развёртывание многонациональных стабилизационных сил, которые, вероятно, будут в основном состоять из войск арабских и мусульманских стран. Египет, Индонезия и государства Персидского залива не захотят участвовать в подавлении ХАМАС, потому что такое подавление навлечёт на них обвинения в том, что они действуют в интересах Израиля...

В сухом остатке мы имеем обмен заложниками и прекращение огня. Кроме того, в Газу, возможно, станут доставлять больше гуманитарной помощи. Это само по себе неплохо, но нет условий для прочного мира. С обеих сторон присутствуют жёсткие политики, которые не склонны отступать. Посмотрим, насколько продолжительным станет прекращение огня.

Caliber.Az
Взгляды и мнения, выраженные гостевыми колумнистами в своих авторских статьях, могут отличаться от позиции редакции и не всегда отражают её взгляды.
Просмотров: 304

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
ads
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading