Качели Трампа Американский план и переговоры в Женеве
Пожалуй, еще ни одна дипломатическая инициатива вокруг российско-украинской войны не вызвала столько ажиотажа, сколько новый мирный план Трампа. При этом надо подчеркнуть, что проект, состоявший изначально из 28 пунктов, представляет собой скорее не четкий план, а некое хаотичное собрание предложений, подчас расплывчатых, непонятных, а то и вовсе противоречивых.
Чтобы не распылять наше внимание на все пункты проекта, предлагаем рассмотреть главный камень преткновения между сторонами – территориальный вопрос. Так, согласно плану, «Крым, Луганск и Донецк будут признаны как де-факто российские, в частности Соединенными Штатами». Возникает вопрос, что означает «де-факто» в этом случае? Ведь признание де-факто вообще не требует никакой фиксации. И не становится ли такое признание вследствие фиксации признанием де-юре?
Другой же параграф гласит, что «украинские войска выведут из той части Донецкой области, которую они сейчас контролируют, и эта зона отвода станет нейтральной демилитаризованной буферной зоной, международно признанной как территория России. Российские войска не войдут в эту демилитаризованную зону». Что в этом параграфе имеется в виду как «международно признанная территория России»? Здесь речь идет все о той же территории, что и выше, но уже подразумевается ее международное признание, то есть де-юре.

Кажется, что текст этого проекта специально составлен таким образом, чтобы можно было долго его исправлять. Одним словом, чтобы выиграть время. Однако об одном мы можем говорить определенно. Позиция Москвы по территориальному вопросу с лета 2024 года претерпела изменения и сейчас является менее требовательной – речь уже не идет о требовании отвести войска из всех четырех областей Украины, объявленных Москвой законодательно «своими». Вместе с тем, и мы уже неоднократно упоминали об этом, смягчение требований России не означает автоматического улучшения позиции Украины. Ведь для любого лидера очень трудно подписать приказ об оставлении своей суверенной территории.
План был в штыки встречен как в Киеве, так и в европейских столицах. Однако и там, и здесь не стали раздражать Трампа и заявили в том духе, что с «планом нужно работать дальше». И это очень мудро, поскольку Трамп не только выдвинул план, но еще и обязал Киев принять его до 27 ноября, то есть к американскому национальному празднику — Дню благодарения. Символизм этой даты не требует дальнейших разъяснений. Ведь Трамп и его команда частенько обвиняют украинского лидера в неблагодарности. Последнее такое замечание прозвучало из уст Трампа почти в то самое время, когда госсекретарь США Рубио встречался с руководителем офиса президента Украины Андреем Ермаком в Женеве 23 ноября.

На этой встрече необходимо заострить внимание.
Ермак по ее итогам указал на продуктивность переговоров. Более того, в итоговом заявлении отмечается, что обе стороны признали консультации продуктивными. «Стороны подтвердили, что любое будущее соглашение должно полностью уважать суверенитет Украины и обеспечить устойчивый и справедливый мир», — говорится в тексте заявления.
По словам вышедшего к журналистам для брифинга Рубио, участникам переговоров в Женеве еще предстоит решить несколько вопросов, после чего в мирный план США могут быть внесены еще некоторые изменения. В частности, предстоит обсудить роль Евросоюза и НАТО в урегулировании конфликта. Рубио также заявил журналистам, что переговоры привели к созданию «основополагающего документа», который теперь будет служить основой для дальнейшей работы. Сам документ пока не опубликован, и о его содержимом можно только догадываться, однако можно предположить, что российские требования в нем были урезаны.

Как передают западные СМИ, в ближайшее время с целью финализации переговоров может состояться визит президента Украины Владимира Зеленского в Вашингтон.
Европейцы, как через консультации с Зеленским, так и по своим каналам, делают всё, чтобы этот план не стал реальностью. Поговаривают также и о том, что в самом Белом доме этот план вызвал резкие дебаты, и что даже Рубио якобы на свой страх и риск «исправил ситуацию» в Женеве, чтобы спасти репутацию Белого дома, подмоченную «авантюристским и комплиментарным России планом Уиткофа-Кушнера».
Всё это кажется сильно преувеличенным. Пресловутая борьба внутри американской команды имеет общий знаменатель, и называется он «президент Дональд Трамп». Таким образом, кажущиеся метания Белого дома из стороны в сторону имеют в своем основании не разлад в команде, а четкую стратегию Трампа. Он попеременно, а подчас и параллельно давит на обе воюющие стороны, с тем чтобы привести их к прекращению огня. Вот и сейчас, наложив санкции на российских нефтяных гигантов с одной стороны и инициировав коррупционный скандал в Украине с другой, Трамп выложил на стол свои 28 пунктов. Причем составил их максимально противоречиво, с тем чтобы прежде всего у него самого было время для дальнейшего давления на стороны. Он прекрасно понимает, что с ходу ни Москва, ни Киев не поспешат его подписывать.
P.S. Пока материал готовился к публикации стало известно о том, что после переговоров в Женеве США предложили обновлённый проект мирного плана по урегулированию конфликта между Россией и Украиной. Изначально план содержал 28 пунктов, теперь — 19, сообщил украинский источник, близкий к переговорам. Точные исключённые пункты не уточняются.







