Кто раскачивает Сербию? Обзор Caliber.Az
Как известно, 10 августа многотысячная толпа протестующих против планов открыть рудник по добыче минерала ядарит, содержащего литий, начала шествие по центральным улицам Белграда (до 27 тыс. человек). Проходя мимо президентского дворца, участники выкрикивали оскорбления в адрес президента Александра Вучича, а параллельно блокированию ж/д сообщения, протестующие растянули 30-метровый флаг Сербии, скандируя: «Rio Tinto, прочь из Сербии!». Вучич, заявив, что инциденты с перекрытием ж/д сообщения и международной автотрассы являются «насилием и террором меньшинства над большинством», поддержал действия силовиков, «за счет профессионализма и терпения выполнивших все свои задачи без применения насилия, как это было бы сделано в любой западной стране». При этом он подчеркнул, что непосредственно протест прошел в демократической атмосфере, а ряд злостных нарушителей общественного порядка подверглись задержанию.
Наверняка для понимания происходящего важны истоки имеющего место сегодня. В связи с чем отметим, что под литием понимается редкоземельный металл, пользующийся огромным спросом в планетарном масштабе для производства батареек. Среди мест его добычи — Китай, Аргентина, Чили, Боливия. Сербское месторождение лития по руслу реки Ядара было обнаружено в 2005 г. Затем на горизонте появился крупнейший в мире металлургический и горнодобывающий австралийско-британский гигант Rio Tinto, постепенно приступивший к разработке залежей содержащего литий минерала ядарит в районе города Лозница. Но как только представленный компанией проект был одобрен сербским правительством, сразу же началась митинговая волна по всей Сербии («Stop Rio Tinto»), особо проявившаяся в 2022 г. При этом митингующие высказывали недовольство как тем фактом, что при наличии залежей лития в Германии о добыче в этой стране речь не идет, так и давлением Евросоюза на Сербию в вопросе реализации проекта. Как следствие, в том же году Белград отозвал лицензию на проект Jadar стоимостью 2,4 млрд долларов.
Правда, в ряде сербских СМИ высказывалось мнение, что это решение было продиктовано предшествующей скандальной ситуацией, связанной с депортацией выдающегося сербского теннисиста Новака Джоковича из Австралии. Спортсмен должен был выступить в Открытом чемпионате Австралии, но из-за отсутствия у него вакцины против COVID-19 его выдворили из страны. При этом предоставлялись ссылки на заголовки ряда сербских изданий по типу: «Сербия — Австралия 1:1».
Как бы то ни было, в июле нынешнего года с. г. Конституционный суд Сербии отменил решение правительства от 2022 г., а 18 июля 2024 г. Вучич раскрыл, что Белград «будет осваивать месторождение лития с Германией и ЕС, а не с Китаем», т. к. данный шаг послужит «развитию сербской экономики и ускорению интеграции страны в ЕС». «Мы лояльны Европе, — резюмировал он, — и не ведем переговоров с представителями КНР, благо членство в ЕС для наших граждан намного важнее, и нашей целью является становление частью Евросоюза». На уточняющий вопрос, «как можно обсуждать вступление в ЕС и одновременно сближаться с Россией и Китаем, то есть сидя на двух стульях», Вучич ответил таким образом: «Я сижу только на одном стуле: сербском». Параллельно глава Сербии привел такие данные, что страна ежегодно может добывать около 60 тыс. т лития в год, поставляя его странам Евросоюза, желающего отказаться от китайского лития. По словам Вучича, реализация проекта позволит производить свыше одного млн электромобилей. Ну а 19 июля Евросоюз и правительство Сербии подписали соглашение о поставках лития, что, по словам канцлера Германии Олафа Шольца, «поможет Европе сохранить свою независимость посредством создания возможности для увеличения производства батарей и электромобилей». По соглашению, Сербия получит от Евросоюза около 6 млрд евро инвестиций и содействие в строительстве завода по производству аккумуляторов. Кроме того, как отмечалось некоторыми экспертами, добыча лития «может стать для Сербии входным билетом в Евросоюз, т. к. Белград принял стратегическое решение осваивать крупнейшее в Европе месторождение лития вместе с Германией и ЕС, а не с Китаем».
Вместе с тем, по горячим следам подписанного документа ряд аналитиков не исключили пробития отдельными силами в ЕС этого решения с учетом понимания обязательности моментального проявления по всей Сербии серьезной антиправительственной протестной волны, которая «при грамотном управлении может снести с президентского олимпа фигуру Вучича, раздражающего Евросоюз своей независимой политикой».
Действительно, протестные акции начали готовиться оппозицией сразу же на следующий день после соглашения, а 9 августа Вучич обнародовал предупреждение Москвы о планирующихся в Сербии массовых беспорядках, инициируемых рядом стран Запада, подчеркнув, что «фантазии желающих добиться чего-то силой разобьются». В унисон чему издание «Вечерне новости» раскрыло планы прозападной оппозиции в стране использовать протесты для захвата президентского дворца и запуска «украинского сценария», используя «тактику провоцирования цветных революций».
Таким образом, как подчеркивает ряд не только сербских аналитиков, хотя подписанное Вучичем «литиевое» соглашение с ЕС неимоверно выгодно Европе, лидеры континента надеются, что митинги протеста вынудят президента Сербии покинуть свой пост. Уж слишком их не устраивает независимая позиция Вучича по многим вопросам. О чем, к слову, в апреле с. г. Вучич откровенно поведал в телефонном разговоре президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, заявив о давлении, которому в последнее время подвергается Сербия, и попросив поддержки дружественного азербайджанского народа.
Не ангажированный взгляд Вучича на многие международные вопросы в очередной раз проявился в его последнем интервью немецкой Handelsblatt. В частности, отвечая на вопрос о том, что Сербия является единственной страной в Европе, не поддерживающей санкции Запада против России, и чей президент встречается с представителями российского правительства, по пути заключая соглашение о зоне свободной торговли с Китаем, Вучич парировал: «Но ведь Германия тоже посылает членов правительства в Китай, а Шольц встречается с Си Цзиньпином. Это совершенно нормально и разумно. Каждый должен отстаивать свои интересы, что мы и делаем».
В контексте военных действий между Россией и Украиной Вучич высказался в таком ключе, что «первоначально нужно скорейшими темпами добиться прекращения огня и неважно, на каких условиях, а уже затем обсуждать территориальный ракурс и вопросы вступления Киева в НАТО либо ЕС». В аспекте же поставок Сербией за рубеж боеприпасов, в конечном счете оказывающихся в распоряжении украинской армии (Handelsblatt привел данные о продаже Белградом с началом войны союзникам Украины боеприпасов на сумму примерно в 800 млн евро, с их последующим доведением до Киева), Вучич спокойно продекларировал, что «у Сербии имеется военная промышленность, и мы продаем исключительно боеприпасы, а не оружие, надежным конечным потребителям. Россия и Украина таковыми не являются, поэтому туда мы ничего не поставляем. Однако, за то, что другие страны делают с нашими боеприпасами, мы ответственность не несем. Я не собираюсь обсуждать то, как мы ведем бизнес, и уверен, что вы это поймете».
Говоря иными словами, пусть на литиевой ниве Вучич и имеет немалое взаимопонимание с Евросоюзом, по многим аспектам мировой геополитики он ведет независимую политику. Именно данный нюанс и вызывает негатив европейских лидеров по отношению к президенту Сербии. В ракурсе чего, конечно же, литиевая тема вполне может стать тем звеном, благодаря которому заинтересованные внешние круги продолжат раскачивать ситуацию в Сербии (путем инициирования протестов), преследуя цель дестабилизировать обстановку в стране. Что, по их мнению, может поспособствовать смене власти в Белграде (вслед за чем внутрисербский бунт канет в Лету).
В то же время, в свете подписанного соглашения между Белградом и Брюсселем, некоторые наблюдатели предполагают возникновение сложностей для Пекина, вложившего инвестиции в строительство заводов по производству аккумуляторов и электромобилей в Венгрии. Потому, как обращается внимание, Венгрия может получить в свое распоряжение нерентабельное китайское производство вкупе с немалыми кредитными долгами, а Китай – оказаться перед фактом проблематичности с собственными инвестиционными вложениями в Венгрии.
Будет ли Пекин молча наблюдать за происходящим? Ответ на этот вопрос мы узнаем уже совсем скоро…
Теймур Атаев, специально для Caliber.Az