Rafale с горьким миндалем Владимир Зеленский пытается спасти свой падающий рейтинг
Недавно президент Украины Владимир Зеленский совершил визит во Францию, и в ходе этой поездки стороны заключили декларацию о намерениях по оборонному сотрудничеству, предусматривающую поставки самолетов, дронов и систем ПВО.
Об этом Владимир Зеленский на весь мир сообщил в своем Telegram-канале: «Сегодня особый момент, действительно исторический для обеих наций – Франции и Украины. Подписали вместе с (президентом) Эммануэлем Макроном декларацию о намерениях по сотрудничеству в сфере приобретения Украиной оборонного оборудования».
По его словам, подписанный документ открывает Украине возможность закупки военного оборудования у французской оборонной промышленности. В частности, речь идет о 100 истребителях Rafale F4 до 2035 года для боевой авиации, системах ПВО SAMP-T, радарах к системам ПВО, ракетах класса «воздух-воздух» и авиабомбах.

Но, как поется в небезызвестной песенке, недолго музыка играла. Буквально вслед за этим Politico со ссылкой на источники сообщило, что для реализации данной договоренности между Парижем и Киевом в ближайшие 10 лет нет средств ни у Украины, ни у Франции.
«Украинский план закупить Rafale в дополнение к Gripen вызывает немало удивления. У них нет денег. Многое будет зависеть от замороженных российских активов», – заявил изданию высокопоставленный европейский дипломат.
Politico также пишет, что «плачевное состояние государственных финансов» во Франции тоже исключает возможность использования французских денег для закупки. Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что профинансировать будущую покупку можно за счет европейских инструментов и замороженных активов России.
Откровенно говоря, это заявление официального Парижа вызывает абсолютное изумление, поскольку Пятая Республика является одной из стран, которая демонстрирует весьма осторожный подход к вопросу полной конфискации российских активов.

Напомним, что общая оценка замороженных российских активов в западных юрисдикциях колеблется в пределах $300–335 млрд (включая резервы российского Центробанка, частные депозиты, ценные бумаги, недвижимость). Из них большая часть – по некоторым данным, чуть более €200 млрд – блокирована на площадке базирующейся в Бельгии компании Euroclear.
Именно по этой причине Брюссель проявляет максимальную сдержанность в данном вопросе, поскольку опасается юридической ответственности Euroclear, рисков для финансовой стабильности и возможной ответной конфискации со стороны Москвы. В силу этого бельгийские власти настаивают на «юридически надежных» схемах, и в их понимании – это продолжение использования только доходов депозитария Euroclear от реинвестирования российских активов для помощи Украине, но не основного капитала.
Так вот, Франция и Италия тоже демонстрируют осторожность, используя почти те же самые аргументы – суверенный иммунитет, вероятность судебных исков, прецедент для международных финансов и системные риски.

Между тем, как говорится в тексте предложений ЕК от 17 ноября по финансированию Украины в следующие два года (options paper), в 2026–2027 годах стране потребуются 135,7 млрд евро внешней помощи, из которой 83,4 млрд – на военные нужды, и это без учета приобретения того, что прописано в декларации о намерениях по оборонному сотрудничеству между Украиной и Францией.
Стоит также отметить, что Париж, помимо всего прочего, не планирует брать боевые самолеты из собственных запасов или отдавать приоритет Украине перед другими покупателями военной продукции.

Здесь как-то сама собой вспоминается и подписанная между Киевом и Стокгольмом в конце октября декларация о намерениях по долгосрочному сотрудничеству в сфере авиации, которая открывает путь к покупке до 100–150 новых истребителей Saab JAS-39 Gripen. И это тоже не моментальная передача самолетов, а «путь на 10–15 лет», на что четко указала шведская сторона.
Таким образом, в сухом остатке мы имеем ситуацию, которую иначе, как пускание пыли в глаза, назвать весьма сложно. И здесь волей-неволей возникает мысль о том, что все эти действия украинского президента направлены на то, чтобы подлатать свой рейтинг, который на фоне громкого коррупционного скандала, ставшего итогом проведенной НАБУ операции «Мідас», резко рухнул.
Так, депутат от «Голоса» Ярослав Железняк в своем YouTube-канале, ссылаясь на данные закрытых социологических исследований, сообщил: «Президент давно не был на первом месте – есть, соответственно, Залужный, далее сам Зеленский, есть еще Буданов. В двух социологических опросах, которые я видел, рейтинг Зеленского составляет менее 20%. Рейтинг президента упал на 40% на этой неделе. Во-вторых, оценка «еще один кандидат» или «не определился» выросла».
Кроме того, согласно результатам этих же исследований, впервые антирейтинг Зеленского превысил уровень доверия к нему.
«Это впервые. Даже после «картонных» протестов этого не произошло. И этот антирейтинг довольно большой», – подчеркнул Я.Железняк, по словам которого, в опросах украинцы называют Зеленского главным ответственным за коррупцию в энергетическом секторе, за ним следуют «друзья президента».

Наша справка. Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САПО) объявили о раскрытии масштабной коррупционной схемы в энергетическом секторе. Операция получила кодовое название «Мідас». В НАБУ и САПО заявили, что в ходе расследования, которое длилось 15 месяцев и включало 1000 часов аудиозаписей, было выявлено участие в схеме нескольких членов украинского правительства. Антикоррупционное бюро сообщило, что группа получала взятки с подрядчиков «Энергоатома» в размере 10–15% от стоимости каждого контракта. По данным НАБУ, было отмыто около 100 миллионов долларов. «Фактически управление стратегическим предприятием с годовым доходом более 4 миллиардов евро осуществлялось не чиновниками, а посторонними лицами, не имевшими формальных полномочий», – говорится в заявлении НАБУ. В расследовании антикоррупционного бюро утверждается, что главарь и организатор коррупционной схемы – бизнесмен Тимур Миндич, в прошлом деловой партнер президента Украины Владимира Зеленского. Об этом скандале написали практически все ведущие мировые СМИ. В частности, Financial Times опубликовала статью под заголовком «Bags of cash and a gold toilet: the corruption crisis engulfing Zelenskyy’s government» («Мешки с деньгами и золотой унитаз: коррупционный кризис в правительстве Зеленского»), в которой говорится, что украинские чиновники подозреваются в получении «откатов из проектов, связанных с защитой энергетических предприятий во время войны». В материале также упоминаются следственные действия: обыски в роскошных киевских квартирах, где была обнаружена валюта, аудиозаписи разговоров о легализации денег.
Полагаем, что именно желанием спасти остатки своего реноме и объясняется последняя активность Зеленского на внешнеполитической арене. Он изо всех сил пытается создать видимость «исторических успехов», «продавая» обществу то, что станет реальностью в очень далекой и потому весьма туманной перспективе. И закупка 100 французских истребителей Rafale F4 и 100–150 новых шведских истребителей Saab JAS-39 Gripen E – яркий тому пример.

Между тем, в реальном мире, на земле, Украина продолжает терять территории, и дело тут не только в нехватке оружия или дефиците финансов в госбюджете.
«21 602 в октябре. Двадцать одна тысяча шестьсот два человека. Именно столько сбежало из армии за прошлый месяц. Официально. Это рекорд. Это очень плохой рекорд. КАЖДЫЕ ДВЕ МИНУТЫ ИЗ НАШЕЙ АРМИИ УХОДИТ ЧЕЛОВЕК. Пока вы дочитаете этот пост, еще один боец дезертирует», – написал на своей странице в Facebook экс-народный депутат Верховной Рады, ныне военнослужащий ВСУ Игорь Луценко.
И эта цифра, скорее всего, увеличится к концу ноября. Потому что сложно мотивировать себя рисковать жизнью, когда выясняется, что ближайшее окружение президента ворует сотни миллионов долларов и преспокойно покидает пределы страны.







