Россия и армяно-турецкий трек Испытание на актуальность
Последовавший практически сразу после исторической вашингтонской встречи лидеров Азербайджана, Армении и США шестой раунд переговоров спецпредставителей Турции и Армении по нормализации отношений Сердара Кылыча и Рубена Рубиняна, в ходе которого стороны подтвердили вопросы, над которыми работали и по которым достигли согласия на предыдущих встречах, обменялись мнениями по вопросу реализации соглашения о пересечении границы, достигнутого на встрече 1 июля 2022 года, и договорились об ускорении этого процесса, не остался за скобками внимания Москвы.
В уже привычном для нее русле РФ вновь напомнила Турции и Армении, ну и, естественно, Западу о своей роли главного инициатора армяно-турецкого урегулирования.
«Российская сторона неизменно выступает за скорейшее примирение двух соседних государств. Думаю, что вы помните, сколько раз наша страна и лично министр иностранных дел Сергей Лавров принимал участие в международных встречах, посвященных этой теме», – заявила на брифинге 18 сентября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, не преминув при этом напомнить, что именно в Москве состоялся первый раунд армяно-турецких переговоров.
Это действительно факт. В январе 2022 года в Доме приемов российского МИД Сердар Кылыч и Рубен Рубинян в течение примерно полутора часов общались за закрытыми дверями. По итогам переговоров было заявлено о начале процесса нормализации двусторонних отношений. После этой встречи глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2021 году отметил особую значимость Москвы в налаживании прямого диалога между Анкарой и Ереваном.
И сегодня, когда позиции России в регионе заметно ослабли, Москва, перманентно напоминая о прошлых своих усилиях, пытается вернуть себе статус миротворца и восстановить свое реноме в регионе Южного Кавказа, рассчитывая на свое модераторство на переговорном треке Анкара – Ереван.
Однако для этого, полагаем, РФ необходимо пересмотреть ряд своих подходов. Во-первых, из заявлений официальных представителей Кремля можно сделать вывод, что Москва рассматривает урегулирование отношений Еревана с Баку и Анкарой как два не связанных между собой процесса. А это недопустимо, поскольку Турция еще со времен оккупации Арменией азербайджанских территорий твердо придерживалась позиции, согласно которой восстановление дипотношений с Ереваном возможно только при условии нормализации армяно-азербайджанских отношений.
Эту позицию сравнительно недавно вновь подтвердил глава турецкого внешнеполитического ведомства Хакан Фидан в Италии на конференции, организованной Римским институтом международных отношений. В частности, он заявил, что Анкара незамедлительно приступит к процессу нормализации отношений с Арменией, как только будет поставлена окончательная подпись под мирным соглашением между Баку и Ереваном. То есть, Турция на всех уровнях подчеркивает, что ее шаги на армянском направлении синхронизированы с Баку. Соответственно, с этой позицией Анкары должны считаться и в Москве, и в Ереване.
Таким образом, если Россия претендует на роль модератора армяно-турецкого урегулирования, то ей следует ориентироваться на мнения сторон.
Во-вторых, Москва постоянно подчеркивает приверженность формату «три плюс три», но почему-то исключительно сквозь призму своих интересов и с намерением «щелкнуть» Запад по носу на фоне европейских устремлений Еревана. Такой вывод напрашивается из высказываний все той же Марии Захаровой.
«Москва готова и далее поддерживать усилия армянских и турецких партнеров в заданном направлении, в том числе в рамках платформы регионального сотрудничества «3+3». Напомню, туда входят Азербайджан, Армения, Грузия плюс Россия, Иран и Турция. Рассчитываем на то, что при выработке договоренностей между Анкарой и Ереваном будут должным образом учтены реалии на земле и долгосрочные интересы соседей по Южному Кавказу. Для этого важно исключить деструктивные вмешательства внерегиональных игроков в и без того непростой переговорный процесс», – заявила она.
Полагаем, что российской стороне все-таки стоит сменить риторику, поскольку и Турция, и Армения, и Азербайджан не имеют намерения предпринимать шаги, направленные против стран – соседей по региону. Подтверждением этому служат в том числе и договоренности по Зангезурскому коридору, достигнутые на вышеупомянутой встрече в Вашингтоне, которые учитывают интересы всех региональных стран. К слову, это признало даже руководство Ирана, что весьма показательно в свете той устоявшейся напряженности между ИРИ и США.
Резюмируя перечисленные факты, напрашивается вывод, что Москва будет продолжать прилагать свои усилия, чтобы следующий раунд армяно-турецких переговоров состоялся на российской площадке, апеллируя в этом вопросе главным образом к дружественным отношениям с Анкарой. Однако, еще раз подчеркнем, что вне зависимости от места проведения переговоров между Анкарой и Ереваном их благополучный исход будет зависеть от армяно-азербайджанского урегулирования.