Торговля без границ: закулисье экономических связей непримиримых противников Обзор Артема Кирпиченка
За фасадом непрекращающейся вражды Израиля с рядом мусульманских стран между непримиримыми противниками существуют тесные экономические связи. Об этом еще год назад рассказали обозреватели израильского экономического издания «Глобс», посвятившие этой теме обширное журналистское расследование.
Крупнейшая мусульманская страна мира, Индонезия, формально не имеет дипломатических и торговых отношений с еврейским государством, но в 2022 году из нее в Израиль было импортировано товаров на 77,1 миллиона долларов. Эта сумма включает в себя крупные сделки на поставку масел и тканей на 15,5 миллионов долларов, поставку обуви на 10 миллионов долларов, мебели и других товаров. Пик израильско-индонезийской торговли пришелся на 2021 год, когда экспорт на Ближний Восток из государства на берегах Малаккского пролива достиг 92,1 миллиона долларов.
Около года тому назад премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим запретил судам, зарегистрированным в Израиле, швартоваться в портах этого государства. Это решение выглядит вполне логичным, учитывая внешнеполитический курс страны: на территории Малайзии достаточно свободно чувствуют себя бригады Аз-эд-Дан аль-Касама, военизированного крыла движения ХАМАС. Столица страны, Куала-Лумпур, является важным центром по привлечению капиталов, предназначенных для финансирования про-палестинских организаций. Между Малайзией и Израилем нет дипломатических отношений, но между тем в 2014 году года экспорт малазийских товаров на израильский рынок достиг рекордной суммы в 50,6 миллионов долларов! Несмотря на то, что к 2022 году торговый оборот между странами сократился до 10,6 миллионов долларов, Малайзия продолжает поставлять в Израиль электрооборудование, машины, каучук, продукцию химической промышленности и даже продукты питания.
Пакистан поставляет в Израиль текстиль, игрушки и сахар на сумму в 3,62 миллиона долларов (данные на 2022 год). Но, наверное, наиболее примечательными являются торговые связи между Израилем и Афганистаном (!). По данным израильских экспертов, в 2017 году импорт из него составил 2000 долларов, а в 2019 году вырос до 244 тысяч долларов, и накануне прихода к власти талибов составлял 64 тысячи долларов. Афганцы поставляли израильтянам солому, корма, семена, фрукты, растения и другую сельскохозяйственную продукцию.
Наверное, не менее экзотическими являются торговые связи между Израилем и Сомали. В то время как сомалийские пираты совершали попытки перехвата торговых кораблей израильских судоходных компаний, местные торговцы в 2014 году поставили на израильский рынок растения, масленичные семена, плоды, рыбу, моллюсков и домашний скот на сумму 162 тысячи долларов. Правда, пандемия негативно сказалась на этой торговле, и к 2022 году экспорт из Сомали в Израиль упал до 13 тысяч долларов.
Короновирус негативно сказался и на некогда процветавших израильско-тунисских связях. В 2015 году торговля между странами составляла 2.48 миллиона долларов в год, в 2018 году она снизилась до 2 миллионов, а к 2022 году упала почти до нуля. Большая часть этих сумм приходилась на крупные нефтяные сделки.
Израильские журналисты отмечают, что речь идет только о вершине айсберга. В магазинах страны можно найти наборы для производства традиционного иранского блюда «гормэ сабзи» производства иранской компании «Камчин» и кока-колу, изготовленную в иракском городе Эрбиль.
По мнению экспертов, прямые связи между торговцами в Израиле и продавцами в Иране и Ираке маловероятны. Скорее всего, речь идет о продукции, закупленной турецкими компаниями, которые потом переклеивают этикетки и продают товар в Израиль, где покупатели даже не подозревают, что покупают продукты из стран, в которые никогда не смогут поехать.
Если же речь идет о торговле с государствами Юго-Восточной Азии, то здесь имеет место рискованная игра. Все начинается с тайных переговоров о заключении коммерческой сделки, в которой важна каждая мелочь, каждая деталь. Необходимо тщательно продумать движение денежных средств, оформление счетов-фактур, выбор маршрута. Малейшая ошибка может привести к вмешательству властей, и главным ответчиком станет местный торговец.
Дальше в дело вступает международный экспедитор. В его задачу входит планирование маршрута с учетом всех факторов: какая третья страна послужит перевалочным пунктом? Что будет указано в счетах и коносаментах (документ, выдаваемый перевозчиком грузовладельцу, удостоверяющий его собственность на товар)? Следует ли менять контейнеры в промежуточных портах?
После этого товар отгружается, например, из Пакистана в Сингапур. Там на контейнеры, которые должны идти в Израиль, выдается новый коносамент, а при необходимости заменяется и сам контейнер. Порой поставщики и перевозчики проводят подобные манипуляции достаточно открыто. Так, в некоторых странах, например Индонезии, судоходные компании включают в прайс-листы специальный раздел «Политический коносамент», подразумевающий оформление грузов в Израиль. После выхода корабля в море груз с новыми документами уже может отслеживать израильский экспедитор.
Естественно, появление в перевозках дополнительных перевалочных пунктов влечет за собой удорожание товаров. Так, перегрузка и переоформление грузов из Пакистана в Сингапуре влечет за собой задержку на полтора месяца и удорожание товара. Но обычно цена на пакистанские товары настолько низкая, что это компенсирует все дополнительные расходы. Из-за этого многие израильские бизнесмены предпочитают закупать товары в Пакистане, а не в Китае.
После поставки груза возникает следующая серьезная проблема – его оплата. Израильская фирма не может оплатить напрямую груз, купленный в Афганистане, Тунисе, Малайзии или Сомали. Часто для этого создается подставная фирма, другой способ – это работа через дилера в нейтральной стране, США или Китае, через которого проходят все финансовые операции.
Другим «окном», через которое мусульманский мир торгует с Израилем, это свободные экономические зоны беспошлинной торговли, существующие в порту Джабель Али в ОАЭ и в столице Иордании Аммане. Так, через Джабель Али ежегодно проходит товаров на 104.2 миллиарда долларов. После того как хуситы блокировали судоходство через Красное море, именно сюда направляются корабли с грузами для Израиля. Там они перегружаются на контейнеровозы и по суше, через территорию Иордании, направляются к мосту Алленби, соединяющему Хашемитское королевство с Западным берегом реки Иордан.
Израильские специалисты между тем выражают беспокойство, что боевые действия приводят к удорожанию поставок. После того как на Ближнем Востоке снова началась война, судоходные компании и экспедиторы стали взымать с каждого контейнера военный сбор, колеблющийся от 50 до 100 долларов. Учитывая, что один контейнеровоз перевозит до 8000 контейнеров, речь идет о 400-800 тысячах долларов за судно, что ставит под вопрос экономическую целесообразность данных перевозок. Авиаперевозки не могут создать серьезную транспортную альтернативу морским путям, поскольку авиакомпании отказываются от рискованных рейсов около Израиля и Ирана, опасаясь попасть под перекрестный огонь.
Таким образом, парадоксально, но экономическая эффективность Израиля сегодня во многом зависит от взаимодействия с его арабскими партнерами в ОАЭ, Иордании и Египте, а также частично от теневых связей со странами, которые считаются противниками еврейского государства.
Эксперты также подчеркивают, что подобные серые схемы актуальны и для других областей мировой торговли, например аналогичными путями Россия обходит санкции США и их союзников, поставляя свои товары на европейские и американские рынки.