Транспортный аванс Азербайджана для Армении Новая эпоха железнодорожных связей на Южном Кавказе
Вечером 5 ноября 2025 года произошло историческое событие – в Армению из России через Азербайджан и Грузию впервые со времён распада СССР прибыл железнодорожный состав из 15 вагонов с партией зерна. Кроме того, в Армению, также через Азербайджан и Грузию, проследовал состав с казахстанским зерном.

Как заявил на пресс-конференции в Ереване директор компании «Южно-Кавказская железная дорога» Алексей Мельников, с началом поставок зерна из РФ через территории Азербайджана и Грузии «пишется новая история». По его словам, новый маршрут поможет разгрузить пограничный пункт Верхний Ларс между Грузией и Россией и снизит стоимость перевозок грузов в Армению по относительно дорогому черноморскому направлению через грузинские порты.
«Теперь у нас есть возможность доставлять грузы из Армении в Казахстан, Россию и другие страны. Мы даже можем организовать контейнерные перевозки в Китай… Для наших партнёров, которые ввозят грузы в Армению — зерно и нефтепродукты, — этот маршрут имеет большое значение. Он будет пользоваться высоким спросом со стороны наших партнёров», — отметил Алексей Мельников.

Заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук также приветствовал начало железнодорожного сообщения между Россией и Арменией через территории Азербайджана и Грузии. Он поблагодарил Грузию, а также своих коллег — вице-премьеров Азербайджана Шахина Мустафаева и Армении Мгера Григоряна — за совместную работу по разблокированию транспортных связей в регионе Южного Кавказа.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян назвал прибытие состава с зерном в Армению через Азербайджан и Грузию важным и историческим событием. По его словам, ситуация меняется практически ежедневно, поскольку поступает всё больше заявок на транзит по данному маршруту и в обратном направлении. Пашинян также подтвердил готовность Армении обеспечить транзит грузовых составов.
Начало транзита зерна и других товаров в Армению по железной дороге через территорию Азербайджана и Грузии — действительно «исторический прорыв». Особенно если вспомнить, сколько усилий армянское лобби прилагало ещё недавно, чтобы открыть железнодорожный транзит в Армению. В частности, армянское лобби в РФ добивалось организации транзита грузов по железной дороге через оккупированную грузинскую Абхазию, но без деоккупации Абхазии и возвращения грузинских беженцев (дома и квартиры многих из них до сих пор незаконно занимают этнические армяне). Целью было преодоление «железнодорожной изоляции» Армении, но без урегулирования карабахского вопроса. А этот вопрос изначально невозможно было решить иначе, кроме как путём деоккупации азербайджанских земель и ликвидации сепаратистского «арцаха».
Если заглянуть дальше в историю, то и абхазская война была во многом спровоцирована именно вопросом железнодорожного транзита для Армении.

Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе летом 1992 года распорядился ввести войска в Абхазию, чтобы взять под контроль железную дорогу и обеспечить бесперебойный транзит грузов в Армению — во многом по настойчивой просьбе армянского правительства. Власти Грузии тогда недооценили тот факт, что армянская сторона одновременно поддерживала абхазский сепаратизм, развивавшийся по лекалам «арцахского» сценария.
В итоге Грузия оказалась в своеобразном «геополитическом капкане». Абхазские сепаратисты с подачи кремлёвских кураторов встретили грузинскую армию выстрелами, а местная армянская община, армянское лобби в РФ и сама Армения фактически поддержали сепаратистов, посчитав такую поддержку важнее железнодорожного транзита. Итог войны 1992–1993 годов известен — Абхазию отторгли от Грузии, устроив этническую чистку грузинского населения.
Из-за войн в Абхазии, Цхинвальском регионе и Карабахе, а также из-за существования сепаратистских «проектов», стратегически важные пути сообщения на Южном Кавказе были надолго заблокированы. Это в конечном счёте ударило по самой Армении, активно поддерживавшей сепаратизм и перекройку границ.
Десятилетиями Армения, изолированная от удобного и дешёвого железнодорожного транзита, фактически «гробила» свою экономику. Высокая себестоимость доставки грузов автомобильным транспортом через «узкое горлышко» Верхнего Ларса (где дорога регулярно перекрывалась зимой из-за погодных условий) влияла на цену товаров на армянском рынке, приводила к их удорожанию. Любое производство в Армении, нуждающееся в дешёвой логистике, становилось невыгодным, а армянские товары — неконкурентоспособными на внешних рынках. В результате жить в Армении становилось всё тяжелее, и сотни тысяч граждан по экономическим причинам вынуждены были покинуть страну.
Все эти годы власти Армении лихорадочно искали пути преодоления железнодорожной блокады. Даже продвигаемый ими абсолютно нереалистичный из-за чрезвычайно высокой стоимости проект железной дороги из Ирана в Армению имел ту же цель — преодолеть изоляцию «в обход» Турции и Азербайджана. В обосновании данного проекта предполагалось, что грузы могут пойти из РФ в Армению через страны Центральной Азии и Иран, лишь бы минуя Азербайджан.
И вот сегодня оказалось, что всех этих жертв, войн, лишений и десятилетий прозябания в железнодорожной блокаде можно было избежать. Достаточно было отказаться от претензий на чужие территории и начать мирный процесс с Азербайджаном.
Важно отметить, что Азербайджан разблокировал железнодорожный транзит для Армении, не дожидаясь заключения полноценного мирного договора. Это сделано как бы «авансом» — в надежде на добрую волю армянской стороны.
Открытие железнодорожного транзита в Армению через Грузию и Азербайджан — лишь начало «большого пути» по тотальному разблокированию коммуникаций на Южном Кавказе. В перспективе через регион должны проходить несколько взаимозаменяемых маршрутов Среднего коридора. Южный Кавказ способен стать главным транзитным перекрёстком Евразии.

Безусловно, должно начаться движение по Зангезурскому коридору. Напомним, что в годы СССР этот маршрут фактически был основным в перевозках между Арменией и другими республиками. Также может быть восстановлено железнодорожное сообщение между армянским Гюмри и турецким Карсом.
И по-прежнему остаётся актуальным восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию — но только при условии её деоккупации, возвращения грузинских беженцев и восстановления территориальной целостности Грузии.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az







