«У Баку есть все рычаги давления на Армению» Торнике Шарашенидзе на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az c профессором, руководителем магистратуры по международным отношениям Грузинского института общественных дел (GIPA) Торнике Шарашенидзе.
— Армения активно разыгрывает карту политической нестабильности, вовлекая в регион новых игроков, готовых разворошить мир на Южном Кавказе, сделать его горячей точкой, конфликтующей с Россией. Это и миссия ЕС в Армении, и агенты американских спецслужб. Удастся ли при таких составляющих выстроить мир в регионе?
— Пашинян находится в сложной ситуации, и, думаю, это тоже стоит учитывать. С одной стороны, начались максимально болезненные для армян процессы демаркации границы с Азербайджаном, с другой — он находится под серьезным прессингом радикальной оппозиции, которая не прощает ни один шаг навстречу Баку и Анкаре и только усиливает свою риторику. На мой взгляд, у Баку, как у победителя в 44-дневной, при всех сложностях переговорного процесса, есть все рычаги давления на Армению.
Армения, конечно, оказалась в непростом положении ввиду присутствия американских спецслужб и российских военных в одной стране. Конечно, при этом Еревану надо учитывать и интересы Тегерана в регионе, который не желает усиления Турции и Азербайджана, появления других игроков в регионе. В Грузии, кстати, тоже помнят свои сложные исторические взаимоотношения с Ираном и поэтому очень заинтересованы в мире и согласии на Южном Кавказе, против привлечения на Южный Кавказ игроков, затевающих опасные комбинации для региона.
— В этом контексте я хотел бы особо отметить деструктивную роль Франции...
— На мой взгляд, Франция действует скорее по инерции, помогая Армении, недооценивая риски для самой себя. Но замечу, что тут есть один верный рецепт против интриг Парижа: если Баку наладит добрососедские отношения с Ереваном, Франция окажется просто не у дел и самоудалится из региона, вся ее игра окажется неактуальной. Хотя в Баку это хорошо понимают, когда настаивают на прямом диалоге сторон без помощников из Парижа или откуда-то еще. Так что все ключи к ситуации, на мой взгляд, находятся у Азербайджана, который является сильнейшим политическим игроком на Южном Кавказе.
— Как вам видятся перспективы политического и экономического сотрудничества Баку и Тбилиси?
— Баку и Тбилиси, конечно, связывает очень многое, не говоря об исторических пластах нашего прошлого, наши отношения развиваются в самых разных областях и имеются уже замечательные плоды этого взаимодействия — например, нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан и газопровод Баку — Тбилиси — Эрзерум. И если в регионе сохранится мир, то наши отношения могут выйти на еще более высокий уровень, потому что Южный Кавказ имеет гигантский потенциал, особенно экономический. А уникальные ресурсы Азербайджана и Грузии дарят отличные перспективы для развития такого сотрудничества. Не говоря уже о совместной работе в области развития туризма — нам есть чем поделиться и что показать миру.
— Каким вам видится внешнеполитический курс Грузии, оказавшейся во многом между Западом и Востоком?
— Грузия пока умудряется находить баланс между Евросоюзом и Россией, скажем так, Тбилиси стремится на Запад, но оглядываясь с опаской на Россию. Многое зависит и от исхода войны России и Украины, думаю, этот фактор является определяющим для нашего региона. Уже очевидно, что Россия с Южного Кавказа просто так уходить не собирается, и нам всем: Грузии, Азербайджану и Армении – надо учитывать интересы и планы России. В этом смысле Тбилиси, кстати, очень рассчитывает на поддержку Азербайджана и Турции, в интересах которых, как мне кажется, сильная независимая Грузия.
— При этом Тбилиси пока воздерживается от участия в формате регионального сотрудничества «3+3». С другой стороны, Грузия предлагала площадку для переговоров Баку и Еревана. Тбилиси готов к реализации этих предложений?
— Вопрос с участием Грузии в формате «3+3» пока маловероятен из-за проблемы оккупации наших регионов Россией, а так Грузия не против принимать участие в любом формате, который поддерживают идею мира и сотрудничества. При этом Грузия хочет и готова стать площадкой для переговоров между Баку и Ереваном, потому что в первую очередь сама заинтересована в выстраивании устойчивого мира в нашем регионе. Грузия не является региональной державой или империей, у нас нет сверхамбиций. Грузия — страна небогатая ресурсами, поэтому основное, что мы можем предложить, — это наша география. Ввиду нашего расположения в регионе Грузия является региональным хабом, наша география — это в немалом смысле наш продукт и валюта. Но его жизнеспособность зависит от мира и добрососедских отношений, мы это прекрасно понимаем и потому стремимся к созданию такой модели в регионе, развитию мирных процессов на Южном Кавказе.