В объятиях матери-войны Южный Кавказ под прицелом Европейского фонда мира
Мы уже писали о выступлении еврокомиссара иностранных дел Жозепа Борреля. В сегодняшнем же материале мы хотели бы особо высветить один пункт из повестки главного евродипломата. Напомним, что в числе прочего Боррель заявил: «Мы решили усилить миссию в Армении, увеличив количество служащих и патрулей в наиболее уязвимых приграничных районах. И мы рассмотрим возможную поддержку Армении в рамках Европейского фонда мира, а также либерализацию визового режима для Армении».
Фраза построена таким образом, что градус воинственности как бы постепенно снижается. Из трех упомянутых пунктов, первый касается усиления присутствия своих зорких людей на земле (часть из которых с оружием), а последний – вообще не относится к вопросам мира и войны, визовый режим, туризм, работа и прочие плюшки. А притаившийся между ними пункт о поддержке в рамках Европейского фонда мира, в виду ласкающего слух названия организации, также скорее отсылает аудиторию к каким-то общим вещам «за все хорошее». Между тем, именно в этом пункте и таится самое опасное. Достаточно не обмануться на сладкоречивое название упомянутой организации и узнать подробнее, что, собственно, представляет из себя этот Европейский фонд мира (EPF).
На сайте Евросоюза организация определена следующим образом: «Европейский фонд мира – это внебюджетный инструмент, который расширяет возможности ЕС в качестве субъекта, обеспечивающего глобальную безопасность. Он был создан в марте 2021 года для сохранения мира, предотвращения конфликтов и поддержания международной безопасности».
Пока, как видим, ничего конкретного. Сохранение мира, предотвращение конфликтов и поддержание международной безопасности – это почти слово в слово повтор определения одной из главных миссий Организации Объединенных Наций. Но ведь известно, что ООН обладает миротворческим контингентом. Значит что-то похожее захотели и европейцы. Однако если для санкционирования миротворческой миссии ООН требуется подчас невозможное – согласие всех пяти постоянных членов Совета Безопасности, то очевидно, что Европа, являясь идейно и цивилизационно однородным клубом, может решить эти вопросы в упрощенном порядке.
Однако и здесь не так все просто. Не даром организация называется фондом. Это предполагает, что она распоряжается деньгами (за которые можно приобрести у тех же западных корпораций оружие), но (во всяком случае пока) не личным составом.
Даже это простое сопоставление приводит к догадке, что смысл организации не в том, чтобы посылать европейцев умирать на войну, а снабжать оружием другие страны с тем, чтобы там за европейские ценности умирали «не европейцы».
Впрочем, тратить время на догадки нет надобности. Сайт ЕС без обиняков разъясняет: «Через EPF у ЕС есть возможность предоставить военную технику для повышения безопасности и обороноспособности своих партнеров. Помимо обучения, предоставляемого партнерам, EPF также позволяет ЕС предоставлять оборудование при условии соблюдения строгих механизмов защиты и контроля».
Фонд заменил механизм ATHENA, через который ранее проходило финансирование всех военных миссий ЕС за пределами Европы. Формируется он за счет взносов стран-членов ЕС в зависимости от их ВВП. Новый фонд позволяет расширить географию оказания военной помощи, тогда как старый механизм предоставлял ее только операциям «по поддержанию мира» в Африке и Средиземноморье. С помощью EPF Евросоюз может поставлять военную технику и создавать оборонную инфраструктуру по запросу третьих стран, помогать странам-партнерам проводить операции «по поддержанию мира» или повышать боеспособность их собственных вооруженных сил в «любой точке земного шара».
Общий бюджет фонда составляет 7,9 млрд евро на период 2021-2027 гг. Основную часть средств из Фонда получала Украина (4,6 млрд евро; о ней пойдет речь ниже), также среди получателей были Грузия, Молдова, Мозамбик и др. В частности, в мае этого года было обнародовано что Молдова получит из фонда 40 млн евро в течение 36 месяцев на техническую подготовку военных, а также закупку оборудования для транспортировки, логистики, управления и контроля, для киберзащиты и для наблюдения за воздушным пространством. Аналогичным образом Грузия получит 30 млн евро, также в течение 36 месяцев. Деньги пойдут на техническую подготовку, командно-диспетчерское, медицинское, материально-техническое оборудование, а также оборудование для киберзащиты.
Механизм замышлялся как один из шагов дистанцирования Европы от гегемонии США в вопросах безопасности, и осторожной предтечей собственных вооруженных сил. Однако на деле все это выглядит несколько иначе. «Если не можешь противодействовать чему-то – возглавь это» - гласит поговорка. Очень похоже на то, что США дали европейцам потешиться и поиграть в войнушки, однако последние события в связи с Украиной и Арменией ясно демонстрируют, что контроль над военными инициативами ЕС все еще осуществляется из Вашингтона. Более того, Белому дому даже выгодно, чтобы некоторые двусмысленные аспекты внешней политики коллективного Запада ассоциировались не с ним, а именно с Брюсселем, Парижем и Берлином. Можно создать еще дюжину таких фондов и организаций, однако на фоне нехитрой игры штатов на противоречиях «старой» и «новой» Европы, а также искусно созданной Вашингтоном вилки безопасности Европы в виде той же украинской войны, все действия этих институтов будут играть на руку Америке.
Если за туманом формулировок и предположений попытаться разглядеть суть, то ее можно выразить следующим образом: Запад использует бедные и развивающиеся страны в качестве своих прокси-сил для войны против своих стратегических противников. И если ЕС объявляет о поддержке Армении посредством этого фонда, это означает следующее - Запад уже публично назначил Армению на роль очередного конфликтного очага для России. То есть, как видим, роль прокси могут в современном мире выполнять не только вооруженные группы и частные военные компании, но и отдельные государства.
Начиная с 2022 года война в Украине стала основным потребителем Фонда. Настолько, что Боррель летом этого года даже заявил, что Европейский фонд мира может быть преобразован в Оборонный фонд Украины. Теперь, как видим, западный альянс собирается втянуть в свою военную концепцию и Армению. Будет, кстати, довольно занятно, если Фонд таки будет переименован, осуществляя при этом помощь и Армении. Связка Украина-Армения проявится без всяких условностей. Можно сказать, что работа уже началась. Все чаще Армению стали называть, подобно Украине, форпостом демократии. Однако все эти разговоры для романтиков, не желающих видеть циничную геополитическую суть политики Запада.
Сейчас украинский истеблишмент, увидев, что господа не готовы оказать решающую помощь для успеха контрнаступления, продолжают в усиленном режиме взывать к ценностным маячкам в головах западной элиты. Украинцы позиционируют себя не только как защитников, а в идеале как реформаторов европейского проекта. В их словах есть доля истины. Однако, этим самым они только запугивают западный истеблишмент, которому не нужна реформированная Европа с сильной Украиной. Им нужно, чтобы все было по-старому, и им за это ничего не было. Запад не дает Украине ни выиграть, ни проиграть – ему нужно, чтобы война продолжалась.
Впрочем, у Киева сейчас нет другого выхода. Слишком далеко зашла война и приходится играть до конца (которого, увы, не видно). Однако у Еревана выход все еще есть. Подумать только – ведь украинские события происходят в реальном времени, только успевай смотреть и учиться. Однако, нет - Пашинян уверенно тащит страну в пучину большой войны. Хотя, для него это тоже в каком-то роде патовая ситуация. Пришедший к власти на деньги западных спонсоров, он отрабатывает их дискурс. Теоретически, он мог бы «сорваться с крючка» и вести более независимую политику. Например, не ссориться с Россией. Или вообще, действовать без покровителей, например, договариваться о мире с Азербайджаном в Тбилиси. Но не каждый способен сорваться с крючка, тем более, когда находится в сильно зависимом положении. И если раньше Пашинян мог как-то оправдать перед западными покровителями реверансы в сторону России тем, что ему приходится оперировать чувствительным для электората карабахским вопросом, то сейчас, когда Москва не смогла противопоставить Баку ничего в его решимости положить конец незаконной хунте и полностью восстановить свой суверенитет над Карабахом, давление на Ереван со стороны Запада еще больше увеличилось. На фоне усиливающихся антироссийских настроений в армянском обществе Пашиняну стало еще труднее вести сбалансированную политику, и события, кажется, приобрели необратимый характер.
Что ж, если в компании здравомыслящих людей затесался буйнопомешанный, то задача здравомыслящих, забыв про противоречия между собой – нейтрализовать помешанного. Именно это и должны сделать сейчас страны региона. Нейтрализовать буйную Армению. Азербайджан свою часть работы выполнил.