Южнокавказский тет-а-тет К миру без посредников
Уже много раз говорилось о том, что именно после 44-дневной войны Армении выпал исторический шанс утвердить себя как суверенное государство. Да, армяне испытали шок от стремительного разгрома их армии, потери оккупированного ими Карабаха, да и в целом, от того, что разбилась мечта о «миацуме». Однако именно этот шок и должен был стать отправной точкой для отрезвления и начала созидания истинной армянской государственности, свободной от идей национального превосходства и территориальных претензий к соседям.
В старой парадигме армянской государственности покровители прочили ей быть точкой разрыва в пространстве тюркского мира. Сейчас же, после упрочнения Азербайджаном своего международного положения, этот дискурс только усилился. Недаром ведь со стороны покровителей Армении вовсю муссируются слухи о мнимой угрозе армянскому суверенитету со стороны Азербайджана. Между тем, Азербайджан и не помышляет об аннексии территории Армении. Да, в условиях отсутствия мирного договора границы продолжают быть условными, но Азербайджан находится в здравом уме и не предъявляет права на территории, признанные международным правом как армянские. Нам стоило большого труда отбить атаки определенных сил в процессе освобождения своего, того, что являлось нашим по праву. Чужого нам не надо. Нас не радует перспектива стать изгоем ради попытки собирания территорий, некогда являвшихся азербайджанскими. Это осталось в истории. Сейчас есть Армения и мы хотим установить с ней добрососедские отношения.
К сожалению, по причине преступного упорства руководства Армении путь к налаживанию таких отношений лежал через войну. Однако война закончилась. Премьер Пашинян не на деле, но на словах все-таки признал, что Карабах – это Азербайджан. Мы даже избавили его от необходимости предпринимать непопулярные для электората шаги и сами очистили Карабах от банды преступников и остатков армянской армии. На территории Азербайджана больше нет серых зон, спонсируемых Арменией. Путь к мирному договору открыт.
Однако тут снова наваливаются западные партнеры Армении и начинают разговаривать с Баку в таком тоне, за который с ними не только за стол переговоров, даже и на скамейку в парке садиться нельзя. Тут тебе и обвинения в несуществующих бывших и будущих преступлениях, и даже прямой шантаж и вмешательство в суверенные дела. Не потому ли это происходит, что они хорошо понимают – Армения может уйти в свободное плавание?
Ведь добрососедство с Турцией и Азербайджаном - это единственно возможная парадигма стабильного существования и развития Армении. Кстати, могу ошибаться, но единственный раз, когда премьер Пашинян выглядел довольным и не напряженным – это во время неформальной встречи с Эрдоганом и Алиевым в ходе инаугурации турецкого президента. Парадоксально, но именно тогда, между двух «экзистенциальных» врагов, Пашинян чувствовал себя в своей тарелке. Это происходит потому, что над ним не довлеет дамоклов меч покровителей и он инстинктивно чувствует, что находится среди людей, которые ему ничем не угрожают.
Баку предлагает оптимальный вариант переговорного процесса – в одинаково близком и одинаково отдаленном от нас кавказском Тбилиси, и без нависающих и токсичных посредников. Но снова неумолимый доктор-Запад впрыскивает в тело армянского пациента коктейль из всякого рода обещаний - помощи, вооружения, безвизового режима, разных членств в различных организациях, и пытается навязать свой переговорный формат. И Пашиняну, очень обязанному Западу за приход к власти, к тому же на фоне антироссийской истерии в армянском обществе, очень трудно сказать «нет». Приходится констатировать, что если раньше армяне жили химерой Карабаха, то сейчас живут химерой Европы.
Хотя сейчас уже многие в Армении наверняка понимают, что авантюра с Карабахом была ошибкой. У Армении был уникальный шанс автоматически выйти на мирное сосуществование с соседями в период распада СССР и обретения независимости. Армения после исчезновения Советского Союза должна была реабилитировать право на независимость в рамках своих 29,000 кв. км. Вместо этого она пошла на захват чужих земель. В итоге и без того скудный армянский государственный и административный ресурс рассеялся и растерял эффективность. К моменту развала СССР в мире наступило общее понимание того, что новые независимые страны признаются международным сообществом в границах бывших советских республик (этот факт, кстати, бьет любой аргумент о якобы угрозе Армении со стороны Турции или Азербайджана).
В последние три года существования СССР функционеры «миацума» поспешили обтяпать все таким образом, чтобы создать видимость включения НКАО в состав Армянской ССР. Однако этот номер не прошел. Союзный центр, хоть и ослаб, но все же нашел в себе силы отвергнуть эти притязания. Союзные республики вышли из СССР без «юридически оформленных» территориальных потерь. И тут, маленькая и бедная Армения решила бросить вызов международной системе. Фактически оккупировала Карабах, оформив это как отделение карабахских армян в рамках идеи права на самоопределение и обвиняя Азербайджан в притеснениях.
Армянские политики рассчитывали, что у них пройдет этот трюк. Однако ни одна страна мира не признала марионеточное образование на территории Азербайджана. Отказываясь делать это, они фактически признали факт оккупации. Запад отказался воспринимать карабахский кейс как особый случай. И дело тут не только в нежелании портить отношения с богатым углеводородами Азербайджаном. Здесь есть еще один очень тонкий нюанс. Победивший в холодной войне Запад, как было отмечено выше, не мог посметь наступить на горло собственной песне – международному праву и его базовому принципу территориальной целостности государств. Армяне самым беспардонным образом бросили вызов парадигме, которую продвигал Запад. Кроме того, какой бы ни была установка на противодействие тюркскому и исламскому миру со стороны Запада, можно предположить, что подобная дерзость армян в определенных кругах в той же Европе и Америке была встречена с раздражением.
Даже тогда, на волне военного успеха Армения не смогла встретить одобрение Запада на легитимизацию территориальных приобретений. Этот факт должен был отрезвить армянское общество, заставить его пересмотреть свои базовые приоритеты, среди которых претензии к соседям занимают центральное место. Пересмотрев эти идеи, армяне неминуемо придут к мысли о том, что с сопредельными странами нужно сотрудничать во благо всего региона.
Позарившись на Карабах, армяне чуть не потеряли Армению. Не в физическом плане, а в смысле того, что в погоне за покровителями фактически теряют свою государственность, точнее, так и не могут ее сформировать.
И в этот трудный момент именно Азербайджан протягивает руку помощи, предлагая встретиться без посредников и самим определить судьбу будущих отношений. Было бы очень неосмотрительно не принять это предложение. Мест для такой встречи хоть отбавляй. Тот же Тбилиси, как было указано выше. Или приграничные районы. Главное – договориться самим, а не ждать, что договорятся за нас…
P.S. Пока готовился этот материал МИД Армении заявил, что армянская сторона представила азербайджанской стороне шестое предложение соглашения. Таким образом Ереван ответил на очередной проект мирного договора, который был передан ему официальным Баку еще два месяца назад. В свою очередь, МИД Азербайджана отметил, что Баку готов к прямым переговорам с Ереваном на двусторонней основе для скорейшего заключения мирного договора.