Не эскалация, а восстановление исторической справедливости Чтобы торжествовала!
«Риск новой эскалации со стороны Азербайджана остается высоким», - считает глава армянского МИД Арарат Мирзоян, что он и не преминул брякнуть на церемонии запуска программы Совета Европы для Армении в 2023-2026 годах.
Вообще-то сложно не согласиться с товарищем Агрыдагом. Но я бы все же сделал небольшую, но существенную оговорку: это называется не «эскалацией», это называется «принуждением к выполнению законных требований победителя». Поясню, принуждение может быть вербальным (исключительно силой убеждения, помноженной на исторический опыт, в соответствии с которым «проигравший делает то, что ему сказано»), а может быть невербальным (в соответствии с которым «проигравший всё равно делает то, что ему сказано, но после очередного витка эскалации ему приходится делать немного больше»). Так что я бы на месте Армении прислушался к словам Азербайджана, «пока не началось». Потому что «скоро может быть уже поздно». «Поздно» от слова «совсем».
Между тем Мирзоян еще и добавил к своей ахинее, что «в результате предпринятых Азербайджаном агрессивных действий в мае и ноябре 2021 года, а также в сентябре 2022 года суверенные территории Армении оказались под оккупацией». Чем в который уж раз пытается ввести международное сообщество и уважаемых людей в заблуждение. Жульничает и пытается обмануть, но… опять безуспешно. Ни о какой «оккупации» не может быть и речи, потому что если нет взаимно признанной границы, то это не оккупация, это обычные учения. Ну и её, границы то есть, исправление. А исправление границы – это, как говорил товарищ Ленин, – дело архиважное и представляет собой первейшую необходимость. Процесс взаимного признания границ есть результат мирного договора, который обязательно будет подписан, после того как в Ханкенди появится азербайджанская администрация. К тому же за Арменией числится и другой должок: восемь азербайджанских деревень, которые придется вернуть, плюс компенсация за разрушенные и вывезенные материальные ценности.
Разумеется, мы не собираемся забывать и про разграбление за много лет оккупации природных богатств. Всё придется вернуть, и надо бы сделать это по-хорошему. А то сами понимаете, не маленькие: в лучшем случае придется забыть о выходе из изоляции, и это только то, что называется «мягкой силой». Ну а в случае необходимости, мы умеем и пожестче, «вам ли червонцев не знать»? Надеяться на восемь французских жандармов и десяток немецких полицейских лично я не советую.
Церемония запуска программы СЕ для Армении 2023-2026 – дело, конечно, важное, хорошее и нужное. Для соседей – возможность в очередной раз устроить нытье по поводу «нарушения Азербайджаном международного права». Устраивайте, конечно, если больше энергию тратить некуда. «Окружающие продолжали понимающе кивать, но финансовую помощь оказывать не торопились». Во-первых, вам не очень верят, во-вторых, Европа, да и не только, пока прикидывает, как вас половчее использовать. В-третьих – мы знаем международное право не хуже, чем остальные. Изучали даже резолюции ООН и механизмы их принятия. Но еще лучше, благодаря армянам, мы знаем то, как и международное право, и резолюции ООН игнорируются. У нас очень хорошая память, а потому ДАЖЕ если Совет Европы или еще кто выступит с антиазербайджанской резолюцией и/или высказыванием – вы заранее поняли, как именно мы будем к этому относиться. Как и положено воспринимать беззубые заявления, продиктованные двойными стандартами.
Наплевать и забыть...
Потому что следование исключительно собственным интересам – это естественно и полезно. Наш интерес – никакого сепаратизма, Зангезурский коридор и, разумеется, возвращение изгнанных из Армении азербайджанцев на земли предков. И мы никуда не торопимся - чему суждено созреть, само упадет. Сочтем нужным – потрясем дерево, нет – не станем тратить ресурсы на то, что в любом случае произойдет. Годом-другим позже – непринципиально. Армения независима только потому, что от нее ничего не зависит. И разговор о Зангезуре ведется не с ней, а с Россией, ЕС и США. Тема Карабаха не обсуждается ни с кем вообще. Прошу понять и запомнить – у нас других вариантов для вас, соседушки, больше нет.