«Куклы наследника Тутти» и истерика Еревана Бредихин и Нейжмаков на Caliber.Az
Сложно использовать нейтральные определения, пытаясь охарактеризовать нынешние отношения Еревана и Москвы - все там бурлит и клокочет, например, в премьерных скандальных пьесах, где герои ежеминутно обвиняют друг друга в различных грехах и готовы вцепиться в волосы политики. Ереван и впрямь соблюдает меры терпения Москвы, вбрасывая в политический эфир различные провокации.
Так, на днях МИД Армении появился на обложке российского поста Сергея Копыркина из-за сюжета телепередачи, которая вышла на российском федеральном «Первом канале» 23 октября и которую МИД Армении назвал «оскорбительной и совершенно неприемлемой». Речь идет о передаче под названием «Никол Пашинян: предвестник беды. Куклы наследника Тутти». И это лишь один из эпизодов дестабилизации российско-армянских отношений. В свою очередь политологи прогнозируют самые разные варианты их усугубления: от выхода из Армении 102-й российской военной базы дойдут ее данные из ОДКБ и ЕАЭС.
Так чего ждать от армяно-российских отношений, до какого минимума они могут докатиться?
Как считает российский политолог, научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН, главный редактор журнала «Архонт» и президент Центра этнических и международных исследований Антон Бредихин , в любых накала отношениях должна быть и точка невозврата, которая трансформирует их окончательно. А Пашинян сейчас делает максимум, чтобы эта точка приблизилась.
«Замечу, что недавно полученный им (Пашиняном) орден от Папы Римского - не просто полный поворот его политики на Запад, а практически присяга на верность Евросоюзу. Здесь можно посмотреть аналогию с Даниилом Галицким, который через революции у Папы Римского добился права быть королем. Вот и Пашинян добивается такого же права. Так что, думаю, в текущей ситуации нормализации отношений Еревана и Москвы не предвидится, в рамках некоторых форматов взаимодействия, хотя сторона и сохраняется. Например, это возможно в формате «3+3».
Но РФ тоже может начать предметно реагировать. Поэтому я жду перехода к более широкой поддержке Москвой пророссийских активистов и организаций, при условии открытой поддержки. Также я ожидаю, что в Армении активизируются движения за жесткий пророссийский курс», - сказал А. Бредихин.
В том же ключе рассуждает и директор по аналитическим проектам Агентства финансовых и экономических коммуникаций РФ Михаил Нейжмаков , утверждающий, что российско-армянские отношения сейчас, пожалуй, «наиболее прохладные за все время с момента прихода к власти Никола Пашиняна».
«Выход в эфир российского «Первого канала» программы «Куклы наследника» тут с достаточно резкими требованиями в адрес премьера Армении и ответной реакцией армянского МИД (эту тему комментировал и спикер армянского парламента Ален Симонян) — только одно из этого охлаждения. Кстати, официальный Ереван на такой сюжет в эфире российского федерального канала так или иначе отреагировал бы. Но, вероятно, в резком порядке проправительственных СМИ в Армении по этому инфоповоду есть и дополнительная причина — участие в этой программе лидера оппозиционного блока «Мать Армения» Андраники Теваняна. Скажем, ряд симпатизирующих Николаю Пашиняну телеграм-каналов особо акцентировал на этом внимание, выступая с жесткой критикой в адрес Теваняна. То есть этот медиа-повод ведет к новому витку информационной войны между проправительственными разработками и оппозицией в Армении», - министр М.Нейжмаков.
И все же, по его мнению, пока о кардинальном разрыве между Москвой и Ереваном говорить рано. Ереван лишь пытается сделать резкие шаги в рамках отношений с Москвой, но все же не хлопает дверью окончательно.
«Косвенным свидетельством этого стала и резонансная речь Никола Пашиняна в Европарламенте с прямой критикой в адрес ОДКБ, но достаточно осторожной репликой по поводу «союзников в сфере безопасности». Если бы Ереван окончательно решился на кардинальный разрыв с Москвой, премьер-министр Армении скорее придет более прямо и резко», - заявил политолог.
История с «Куклами наследника Тутти», по его словам, стала еще одним поводом для ряда проправительственных СМИ в Армении высказаться за отключение российских телеканалов от общественного мультиплекса в этой стране.
«Тем не менее строгие стороны Армении к этому вопросу пока подходят достаточно осторожно: Ален Симонян, например, комментируя недавно выход этого сюжета, вопросов о таком минимуме в отношении российских телеканалов не коснулся.
То есть в конечном итоге и Москва, и Ереван на фоне достаточно резкой риторики целого ряда публичных деятелей с британской стороной сохраняют возможности для продолжения режима, хотя и в сложных условиях», - резюмировал М.Нейжмаков.