«Армяне по-прежнему живут ненавистью к соседям» Петр Люкимсон в гостях у Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с известным израильским писателем, публицистом, военным экспертом Петром Люкимсоном.
— Как вы оцениваете нынешнее положение дел в Газе? Американская разведка начала давать прогнозы об отставке Нетаньяху. Насколько реалистичны такие заявления?
— Операция, безусловно, приносит свои плоды: наша армия стоит в преддверии Рафаха, самого южного города сектора Газа, в котором, как предполагается, и скрывается верхушка ХАМАС вместе с взятыми в израильских населенных пунктах заложниками. После того как ХАМАС выставил заведомо невыполнимые условия для очередной сделки по перемирию и обмену заложников на своих террористов, то есть попросту сорвал сделку, понятно, что если Израиль откажется от штурма Рафаха, то движение объявит о своей победе. И это и в самом деле будет его победа, так как в этом случае, несмотря на то что 3/4 его боевых подразделений уничтожены и взяты в плен, он обеспечит свое выживание и продолжит претендовать на контроль над сектором. Именно к этому сейчас подталкивают Израиль США, Франция, Канада и другие страны. Но также понятно, что для Израиля этот вариант неприемлем и будет очень жаль, если он поддастся этому давлению и не доведет дело до конца, так, как, кстати, это сделал Азербайджан, расставил все точки над i, что многие наши правые политологи справедливо ставят в пример нашему правительству.
Что касается отставки Нетаньяху, то она, безусловно, после событий 7 октября предрешена, но вопрос заключается в том, когда именно она произойдет: сумеет ли он довести войну с ХАМАС до конца или его «уйдут» до этого. Я лично хорошо знаком с Биньямином Нетаньяху, неоднократно брал у него интервью, а также участвовал во встречах с ним с условием, что по их итогам не будет его прямого цитирования, и потому, думаю, хорошо знаю нашего премьера. Сейчас для него крайне важно уйти в отставку, оставшись в истории как победитель в войне с ХАМАС и «Хезболлой». Поэтому он ясно заявил, что с США или без них Израиль продолжит войну вплоть до ликвидации и захвата в плен всех лидеров ХАМАС и взятия Рафаха. Он уже пошел на прямую конфронтацию с Вашингтоном и сильно мешает президенту Байдену в его предвыборной кампании. Поэтому понятно, что Белый дом задействует все свое влияние, все имеющиеся у него рычаги, чтобы сместить Нетаньяху до того, как он реализует свои планы. Начало войны на севере Израиля с «Хезболлой» — это лишь вопрос времени, так как все дипломатические усилия уже исчерпаны, и Израиль не может мириться с тем, что север страны находится под обстрелами, а жители десятков населенных пунктов превратились в беженцев и живут в отелях.
— Франция наращивает поставки вооружения Еревану, по сути, не скрывая своего намерения спровоцировать крупную эскалацию на Южном Кавказе. Зачем, на ваш взгляд, это нужно Парижу?
— Следует понять, что лицемерная позиция Франции как по отношению к Азербайджану, так и по отношению к Израилю связана со вполне прагматическими причинами. Позицию Армении там поддерживает очень сильное армянское лобби, а позицию арабов — огромная арабская община, составляющая сегодня, если я не ошибаюсь, свыше 20% населения страны. И те, и другие — огромная электоральная сила, с которой французские политики, особенно представители леволиберального лагеря, не могут не считаться. Так что, как говорится, ничего личного.
Разумеется, и президент Франции, и его соратники категорически отметают все обвинения в антисемитизме: мы, дескать, не против евреев, а против Израиля, а это не одно и то же (хотя, безусловно, во Франции сейчас очень сильны антисемитские настроения, и политики это учитывают, да и сами нередко являются антисемитами). Когда же заходит речь об Азербайджане, они, намеренно путая карты, отметают обвинения в исламофобии: дескать, какие же мы исламофобы, если на стороне арабов? Мы просто за «защиту прав армянского народа», против «агрессии Азербайджана». Понятно, что за этими словами скрывается односторонняя, откровенно антиазербайджанская позиция и столь же откровенное желание помочь Армении одержать победу в новом военном столкновении с Азербайджаном.
— Как вы оцениваете новое армянское оружие? Способен ли Ереван с помощью Франции, Индии и других стран провести полноценное перевооружение и формирование армии для новой войны?
— Я не думаю, что столкновение начнется в ближайшее время, во всяком случае, до конца этого года. В вашем вопросе есть и ответ на него: Армении необходимо время, чтобы перевооружиться и подготовиться к новой войне, особенно с учетом явного преимущества Азербайджана и в численности населения, и в ресурсах. В любом случае, на мой взгляд, это будет очень кровопролитная, но совершенно напрасная бойня, так как поражение Армении даже с западным оружием предрешено. Тем более, что у Азербайджана есть оружие не хуже, а то и лучше — в том числе (но не только) и израильское.
Лучшее, что может сделать Армения — это действительно заключить мирный договор с Азербайджаном, без которого, с учетом географии и других факторов, ее экономическое развитие просто невозможно. Другое дело, найдутся ли в Ереване лидеры, которые это понимают, и, если найдутся, примет ли их позицию армянский народ. Из тех видеороликов, которые мне довелось видеть, увы, следует, что армяне как народ по-прежнему живут только ненавистью к соседям и не готовы к конструктивному диалогу.
— Примерно также, как ряд западных стран не принимает позицию Израиля, в Европе не принимают тот факт, что Азербайджан освобождал свои же земли, восстанавливал свою территориальную целостность. Никто не вспоминает о том, сколько мирных азербайджанцев погибло в результате армянской агрессии в Первой Карабахской войне, сколько были изгнаны со своих земель, погибли в результате геноцида в Карабахе. Память европейцев коротка, многие почему-то сопереживают только армянским мифам. Кто, на ваш взгляд, является заказчиком антиазербайджанской пропаганды на Западе?
— В 1990 году я, помнится, на страницах существовавшей тогда газеты «Элм» опубликовал большую статью «Карабах и Палестина: опыт проведения параллелей». Одна из ее главок была посвящена тому, что схожесть между карабахским и палестинским конфликтами, среди прочего, заключается и в том, что Израиль и Азербайджан постоянно проигрывают информационную войну. К сожалению, всё, что было сказано в той статье, остается актуальным и по сей день. Но ирония истории заключается в том, что за эти годы у нас появились общие враги. И вы правы в том, что в отношении обеих стран и народов они действуют теми же методами: откровенно искажают и извращают или просто игнорируют как исторические, так и вроде бы недавние, случившиеся у всех на глазах факты, занимаются сознательной демонизацией Израиля и Азербайджана и т. д.
И еще одно странное совпадение наших исторических судеб: против нас нередко выступают единым фронтом силы, которые вроде бы совершенно различны по своему характеру и интересам. Почему так происходит, можно говорить долго, и это, скорее, тема для еще одной, причем не маленькой статьи, чем для интервью. Но думать, безусловно, надо не над вопросом, кто является заказчиком и вдхновителем этого лобби, а как данное лобби нейтрализовать. Заказчиками можно и нужно будет заняться уже после этого.