«Азербайджан и Узбекистан вступают в новый этап сотрудничества» Видеоинтервью Caliber.Az c Бахтиёром Эргашевым
Директор Центра исследовательских инициатив Ma’no (Узбекистан) Бахтиёр Эргашев в видеоинтервью Caliber.Аz поделился своим мнением об исходящих со стороны движения «Талибан» вызовах Центральной Азии и перспективах азербайджано-узбекских отношений.
По словам Эргашева, приход к власти в Афганистане движения «Талибан» серьезно изменил и политическую, и экономическую картину не только в регионе ЦА, но и в Южной Азии, на Среднем Востоке.
«Были очень серьезные опасения, что талибы не смогут удержать власть в стране без жестокого подавления. В принципе, этого не случилось, нового витка гражданской войны не произошло. Это уже радует в данной ситуации. Но у «Талибана» очень плохо получается справляться с экономическими проблемами, с экономической ситуацией в Афганистане. Все мы должны думать о том, чтобы оказывать серьезную гуманитарную помощь народу Афганистана, потому что экономическая ситуация там очень плохая. А это в свою очередь может вызвать серьезный поток беженцев во все соседние страны. Но об этом тоже должны думать и талибы.
При этом, конечно же, приход к власти движения «Талибан» во многом сократил тот объем экономического взаимодействия, который был или, скажем, налаживался между Афганистаном и Узбекистаном. Только за последние 4 года, с 2016 по 2020 годы, объем внешней торговли между Афганистаном и Узбекистаном вырос, взаимный товарооборот поднялся с 300 млн долларов до 710 млн долларов. Были очень серьезные проекты, например, строительство недостающего железнодорожного участка между Мазари-Шарифом и Гератом с выходом на иранский порт Чабахар, а также новый проект - железная дорога Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар с выходом на пакистанские порты. В нынешних условиях мы видим, что эти проекты застопорились. И это очень плохо как для Афганистана, так и для ЦА и Узбекистана.
Конечно, никто не снимал с повестки дня возможность эскалации, появления новых региональных угроз в лице не контролируемых талибами экстремистских отрядов, террористических организаций, в частности ИГИЛ, «Вилаят Хорасан». Есть еще движение «Ансаруллах», которое тоже имеет свои планы на вторжение в страны ЦА. Поэтому эта угроза есть и никто ее с повестки дня не снимает, все страны к ней относятся очень и очень серьезно», - отметил Эргашев.
Узбекский политолог сказал, что движение «Талибан» до сих пор не представило программу экономического развития Афганистана.
«Есть набор ограниченных, единичных мер по борьбе с инфляцией, по регулированию деятельности банков, но единой целостности комплексной экономической программы нет. И это проблема. На самом деле не понятно, куда собирается идти в экономическом смысле, в смысле экономических реформ новое правительство Афганистана, какие у него приоритеты, какие отрасли. Да, они говорят о том, что готовы к сотрудничеству, что они не против, но дальше слов мы ничего не видим. Непонятно, как работать с правительством «Талибана» в экономическом смысле», - заявил наш собеседник.
Говоря об азербайджано-узбекских отношениях, Эргашев сказал, что Азербайджан является ключевым экономическими партнером Узбекистана в регионе Южного Кавказа.
«И опять же мы точно знаем те сферы, по которым у нас есть конкретные направления работы. В частности, Азербайджан является одним из крупнейших поставщиков нефтепродуктов для узбекской гражданской авиации. Узбекистан и Азербайджан уже сейчас думают о создании целого ряда совместных проектов в сфере фармацевтики, автомобилестроения и т.д. То есть от обмена товарами Азербайджан и Узбекистан сейчас готовы вступить на новый этап, этап углубления инвестиционного сотрудничества, когда страны готовы к тому, чтобы взаимно инвестировать в экономику друг друга.
Сейчас на наших глазах происходит становление нового этапа узбекско-азербайджанских отношений, что радует. Важнейшее направление сотрудничества Азербайджана и Узбекистана - это, конечно же, транспорт. Узбекистан приветствовал завершение строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, потому что он реально дает возможность появлению альтернативного пути для выхода узбекской продукции на рынки Турции и Европы. Даже в 2020 году, в период пандемии коронавируса, когда были существенные ограничения, Узбекистан начал первые серьезные транспортные поставки продукции (медная продукция, цинк и т.д.) в порты Турции по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс. Начинается освоение узбекскими товаропроизводителями западного направления, проходящего через Азербайджан, через Южный Кавказ с выходом на Турцию. На мой взгляд, если удастся построить железную дорогу Китай-Кыргызстан-Узбекистан, думаю, использование потенциала Южно-Кавказского транспортного коридора, вообще Транскаспийского коридора, то работа в этом направлении будет только укрепляться. Сейчас нужно закончить этот участок, последний участок между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном, и тогда мы получаем прямой и выгодный маршрут от морских портов Турции до морских портов Китая»,- резюмировал узбекский эксперт.