Что ждет Саакашвили? Видеоинтервью Caliber.Az с Тамарой Кикнадзе
Интервью Caliber.Az с грузинским политологом, доктором политических наук, профессором Тамарой Кикнадзе.
- Как, на ваш взгляд, будет развиваться политическая ситуация в Грузии на фоне многочисленных акций в поддержку Саакашвили?
- Во-первых, надо сказать, что эти акции немногочисленные, это небольшое количество людей, которые поддерживают Саакашвили, либо они финансируются для того, чтобы его поддерживать. Эта группа очень профессиональная, и, если присмотреться к ситуации, очень хорошо использует политические технологии, хорошо подготовилась к этим процессам.
Попытки дестабилизации начались еще в период парламентских выборов. Мне кажется, что оппозиция получила достаточное количество мест в парламенте, но она все равно недовольна, и начала процесс дестабилизации.
У нас недавно состоялись местные выборы и попытки дестабилизации повторяются. Приехал Саакашвили, кстати, нарушив границы Украины и Грузии, он тайно проник на территорию страны. Это привело к его аресту. Сейчас началась новая волна этих беспорядков. Я хочу еще раз отметить: те люди, которые его поддерживают, их количество - это не подавляющее большинство населения, а определенная группа, которая рационально и технологически правильно действует. К тому же они создали частный телеканал, который 24 часа в сутки вещает и освещает эти политические процессы. Если вы переключите на другие каналы, там совершенно другая картинка. У оппозиции неправительственные организации, которые поддерживаются извне. В результате они создают видимость беспорядков.
Я хочу сказать, что подавляющее большинство грузин и граждан Грузии с горечью вспоминают 9 лет правления Саакашвили и они против возвращения «Единого национального движения» (ЕНД) к власти.
- Следующие парламентские выборы должны пройти в стране в 2024 году. Оппозиция настаивает на досрочных парламентских выборах, некоторые депутаты покинули парламент Грузии, отказались от мандатов, в Тбилиси и регионах проходят акции. Насколько высока вероятность проведения досрочных выборов? Есть ли данные соцопросов по данному вопросу?
- Подавляющее большинство населения не поддерживает идею внеочередных выборов. Последние выборы были легитимными, их признает и международное сообщество, и подавляющее большинство грузинского населения. Очень правильно отметил наш первый вице-спикер парламента Георгий Вольский: «Мы же не будем проводить эти выборы до тех пор, пока «Единое национальное движение» не придет к власти». Так что сейчас нет предпосылок для того, чтобы проводить новые парламентские выборы.
Если оппозиция не хочет работать, а в основном это представители «ЕНД», то это их право, они могут отказаться от мандата. Но так, как они действуют, это просто деструкция против государства.
- Ваш прогноз: чем закончится суд над Саакашвили?
- Сначала он и его сторонники сообщали, что экс-президент себя очень плохо чувствует и что это может даже закончиться летальным исходом. Но когда он выступал на суде, а его речь продолжалась полтора часа, то он не был похож на человека, который голодает и плохо себя чувствует. Так что это все попытки разогреть ситуацию.
Конечно, это попытки имитации голодовки. Я несколько раз заявляла, что очень хорошо, что судебное заседание транслирует телевидение, и можно понять, почему он себя так ведет, его мотивацию. Представьте себе, что на вопросы обвинения у него была полуторачасовая речь. Хорошо, что суд открытый, ведь очень много людей, да и сама Грузия пострадали от его 9-летнего присутствия у власти. Он должен ответить за свои поступки.
- В Тбилиси неоднократно заявляли, что не будут участвовать в формате «3+3». Почему Грузия не хочет участвовать в этом формате? Проблема только в российском факторе или же Запад пытается отговорить Грузию?
- В Грузии не заявляли однозначно, что не будут участвовать в формате «3+3». Вы знаете, Россия не признает территориальную целостность Грузии. Но это региональный проект и в некотором роде мы в какой-то форме должны участвовать в нем. Наверное, все будет зависеть от того, как события будут развиваться на региональном и глобальном уровне, и исходя из этого Грузия примет соответствующее решение. Но Тбилиси однозначно не отказывался от этого формата.
Надо будет рассматривать этот вопрос и участвовать. Это может быть форматом, где мы сможем заявлять о нашей территориальной целостности, и может быть, экономические проекты будут способствовать решению многих вопросов. Думаю, надо заинтересоваться этим проектом. Опять-таки хочу отметить, что все будет зависеть от глобальных процессов, от порядка, который складывается во всем мире, поскольку не все зависит от Грузии.