Дерзость и пренебрежение The Telegraph и спина Пашиняна
Премьер-министр Армении Никол Пашинян дал интервью британскому изданию The Telegraph. Если предыдущее интервью Пашиняна, данное им Общественному радио Армении, можно было считать достаточно конструктивным и даже внушающим определённую надежду на эволюцию его риторического метода, то беседа с британским журналистом, увы, продемонстрировало нам откат к привычной модели – казуистике и забалтыванию.
Для начала Пашинян в очередной раз использовал микрофон, чтобы самым грубым образом наябедничать на нашу страну. Он долго говорил про Алматинскую декларацию, и о том, что Баку якобы не следует договоренностям. А в качестве яркого примера привел неучастие Азербайджана в саммите в Гранаде и нежелание азербайджанского лидера ехать в Брюссель.
Впрочем, эти кляузы составили самую ясную часть беседы. Далее, когда разговор зашел и о том, с кем Ереван выстраивает систему безопасности, Пашинян, мне кажется, ввел англичанина в замешательство, объявив партнерами Армении и ЕС, и США, и Россию, и Иран с Индией. На справедливый вопрос журналиста о том, как можно одновременно иметь в союзниках и Запад, и Россию, которые находятся между собой в конфронтации, Пашинян ответил: «Мы стараемся решать этот вопрос с нашими партнерами в рамках совместной повестки, будучи максимально прозрачными». Ну что ж, нельзя сказать, что это пока не сходит армянам с рук, тем более что в нашем постмодернистском мире конфронтация в одной части света не обязательно предполагает конфликт и в другой.
В продолжении темы безопасности, Пашинян ответил на один из вопросов с нескрываемым вызовом. Суть этого ответа сводилась к тому, что в нынешней ситуации Армения не самая уязвимая точка на планете, и между строк даже читался совет европейцам, и в частности, британцам, больше беспокоиться о своей безопасности, нежели донимать его вопросами о безопасности Армении. Согласитесь, крайне неадекватное заявление на фоне того, что Пашинян на протяжении последних лет только и делает, что умоляет весь мир стать гарантом безопасности Армении.
Еще одну существенную часть беседы заняла тема принятие Арменией Римского статута МУС. Британец прямо спросил Пашиняна, арестуют ли Владимира Путина, если тот прибудет в Ереван. В ответ Пашинян «отшил» журналиста, сказав, что это не его прерогатива, и что этим должны заниматься юристы.
Вообще, большего внимания заслуживает не столько содержание ответов Пашиняна, сколько общий тон его беседы. Практически впервые, общаясь с иностранными журналистами, Пашинян позволил себе достаточно дерзкий тон. Он несколько раз перебил журналиста, всем видом показывая, что вопрос ему неинтересен, и что ему важнее досказать предыдущий нарратив. И вообще на лице Пашиняна можно было уловить гримасу нетерпения и даже неприязни. Кульминация этого поведения вылилась в моменте, когда, прежде чем начать отвечать на один из вопросов, Пашинян спросил у репортера: «Простите, вы из какой страны?», высказав таким образом неуважение как к солидному изданию, коим является The Telegraph, так и к стране, которую это издание представляет.
Несколько фривольный тон беседы с иностранными журналистами позволяет себе президент России. Но Владимир Путин – лидер мировой державы. Но такой же, и даже более дерзкий тон смотрится комично у руководителя страны, вымаливающей внешнюю помощь для поддержки своей государственности. Британский журналист, конечно, остался верен профессиональному кодексу и не позволил себе ответной колкости в адрес главы какого-никакого, но государства, однако было заметно, что он опешил от такого наскока – все что он смог себе позволить, это бросить на Пашиняна полный недоумения взгляд, ответив при этом, что приехал из Великобритании.
И вот эта дерзость вызывает-то больше всего вопросов. С чего это Пашинян начал чувствовать себя столь фривольно? Возможно, он понимает, что вопреки его собственным заявлениям, никакой угрозы его стране со стороны Азербайджана нет. К тому же, кажется, Пашинян еще специально дерзит британцам. Ведь Великобритания не входит в ансамбль западных государств, читающих Азербайджану нотации и меньше других склонна тиражировать армянские нарративы об «этнических чистках» и прочих «страданиях», наносимых «древнему народу кочевыми варварами». Более того, Пашинян видимо, таким образом еще решил и «отомстить» за «разнос» Стивеном Сакуром в программе ВВС Hard Talk в августе 2020 года.
Кстати, интересная деталь. В ответ на вопрос корреспондента The Telegraph, стремящегося выпытать у армянского лидера ответ о его позиции по МУС и Путину «Возможно, что Вы просто позвоните Владимиру Путину и посоветуете ему, чтобы он не приезжал, потому что Вы не можете гарантировать, что его не арестуют?», Пашинян вновь дал достаточно дерзкий, но при этом, признаемся, остроумный ответ: «Я не думаю, что Владимир Владимирович нуждается в моих советах». Однако, нас сейчас интересует не столько меткость ответа, сколько то, как Пашинян назвал Путина – Владимир Владимирович. Таким образом, он словно отправил британцами мессидж о том, что им не следует радоваться раздору между Москвой и Ереваном – его отношения с российским лидером доверительные.
Эта уверенность скорее всего отражает ощущение личной безопасности армянского премьера. Неужели он отвел от себя опасность, приписываемую молвой относительно внутрипартийной фронды, поддерживаемой разными державами? И теперь направляет внутреннее напряжение на внешние рубежи?
Как бы в подтверждение этого тезиса сегодня пришла тревожная новость с азербайджано-армянского приграничья. Стало известно о военной провокации, устроенной армянскими ВС на Зангиланском участке условной границы, в результате которой был ранен азербайджанский военнослужащий. Все выглядит так, как будто иностранные покровители вновь дали команду Еревану на эскалацию.
Уж не им ли вновь поверил Пашинян, и не благодаря им ли ведет себя так самоуверенно и заносчиво перед журналистами? Поживем, увидим. Однако можно быть уверенным в том, что Баку в курсе всех процессов, происходящих в Армении и заблаговременно приготовил несколько сценариев ответа, некоторые из которых, надо полагать, станут для Еревана сюрпризом.