Иран ударил. Чем ответит Израиль? Три экспертных мнения на Caliber.Az
Происходящее сейчас на Ближнем Востоке вызывает тревогу во всем мире. И, конечно, рождает массу вопросов. Почему Иран совершил массированную ракетную атаку на Израиль именно сейчас? Связано ли это конкретно с начавшейся наземной операцией Израиля против «Хезболлы» в южной части Ливана? Какими могут быть последствия этих событий? Стоит ли ожидать ответа Израиля по Ирану? Грозит ли происходящее общей эскалацией ситуации по всему Ближнему Востоку?
На эти вопросы Caliber.Az ответили известные эксперты по региону.
Специалист по Кавказу, исламскому миру и Ближнему Востоку, глава Института Восточного партнерства (Иерусалим) Авраам Шмулевич для начала сообщил, что был теракт в городе Яффо, 7 убитых, двое палестинских террористов расстреляли из автоматов пассажиров в трамвае.
«Что касается ракетных обстрелов из Ирана, они прошли в целом без последствий. Только вот один палестинский рабочий из Газы погиб в Иерихоне, на территории Палестинской автономии, как раз от удара иранской ракеты», - рассказал эксперт.
Конечно, считает он, атака Ирана связана с началом наземной операции Израиля против «Хезболлы».
«В верхах Ирана, по-видимому, достаточно долго происходила внутренняя борьба. С одной стороны, президент Пезешкиан говорил несколько раз о том, что его страна хочет сближения с Западом, снятия санкций. Поначалу не было резких угроз в адрес Израиля, и многие обозреватели сделали из этого вывод, что хотя бы часть иранского руководства понимает, что прямое столкновение с Израилем может обойтись ИРИ очень дорого, и хотели бы его избежать. С другой стороны, были также сообщения, что часть руководства КСИР, наоборот, настаивает на мощном ударе. И эта группа, по-видимому, победила в споре», — говорит специалист.
По его мнению, Израиль не может не ответить на произошедшую атаку.
«Для правительства Нетаньяху это стало бы катастрофой, потому что народ Израиля (абсолютно все – от правых до левых) требует ответа на этот беспрецедентный акт агрессии. Кроме того, израильское руководство уже заявило публично, что в случае удара Ирана, ответ Израиля будет очень жестким, он просто уничтожит иранские стратегические объекты. И Нетаньяху практически открытым текстом сказал, что судьба иранского руководства будет в этом случае такой же, как судьба Хании или Насраллы. То есть, они тоже будут уничтожены. Таким образом, Израиль должен ответить.
С точки зрения военной, силы, конечно, несравнимы. Я уже не говорю про сухопутную армию Ирана, которая достаточно слаба по сравнению с израильской. У Ирана, конечно, много живой силы, но плохо с техникой. Устаревшие танки, устаревшая авиация, то есть, в случае прямого столкновения Иран будет быстро разгромлен. Но физически это невозможно из-за удаленности стран друг от друга. Остается борьба на расстоянии, и здесь авиация Израиля может делать в небе Ирана практически всё, что захочет, и это уже было продемонстрировано ранее. У Израиля также есть баллистические ракеты, я уже не говорю про ядерное оружие.
Думаю, в ближайшее время Израиль ответит мощным ударом по Ирану, потому что у руководства страны просто нет другого выхода», - отметил аналитик.
Что касается войны в Ливане, он полагает, что ракетная атака вряд ли как-то скажется на ней.
«Иранские ракеты практически бесполезны. Пример – сегодняшние события. Один легкораненый в самом Израиле, и один погибший араб на территории Палестинской автономии – и всё. Никаких серьезных повреждений тоже не было. Есть попадание в жилой дом на севере Тель-Авива, без жертв. То есть, иранские ракеты не способны представлять даже малейшую стратегическую угрозу Израилю. Поэтому война в Ливане будет продолжаться в том же режиме.
Эскалация ситуации по всему Ближнему Востоку тоже невозможна – у Ирана нет союзников. То есть, единственные его союзники – это те, кого он содержит и обучает: йеменские хуситы, «Хезболла» и различные шиитские милицейские формирования в Ираке. Но они не тянут на такую роль. Единственные серьезные союзники Ирана – это Россия и Китай, и в меньшей степени Северная Корея. Но сложно представить, чтобы РФ и КНР вступили в войну с Израилем на стороне ИРИ. Вопрос так не стоит. А что касается арабских стран, граничащих с Ираном, они будут только приветствовать удары Израиля по нему. То есть, никакой более крупной войны, чем та, которая идет сейчас, не ожидается. Иран сильно рискует, и, видимо, это связано с тем, что Тегеран пришел к выводу: Израиль решил покончить с «Хезболлой». Кроме того, Нетаньяху публично обратился к иранскому народу, заявив, что Израиль не рассматривает эту войну как направленную против него, что это война с режимом аятолл, который угнетает народ Ирана.
Будет ли Израиль предпринимать решительные действия не только в смысле бомбежек стратегических объектов Ирана, но и уничтожать его высшее руководство, свергать режим, мы увидим. Это вполне возможно. Вопрос в позиции США, но Америке сейчас не до этого», — рассказал Шмулевич. После чего добавил: «Мы сегодня посидели с детьми в бомбоубежище некоторое время, но сейчас в Иерусалиме, во всяком случае, спокойно. Новых обстрелов нет».
Исполнительный директор Центра Ближневосточных исследований (Киев) Игорь Семиволос заявил, что атака Ирана, на его взгляд, связана с убийством Хасана Насраллы, и с началом наземной операции Израиля на юге Ливана.
«Я допускаю, что со стороны КСИР было оказано большое давление на руководство Ирана – на Али Хаменеи и Масуда Пезешкиана – для того, чтобы ответить. Потому что слишком большой удар, слишком большое ощущение того, что Иран теряет реально свое влияние в регионе. Допускаю, что начало операции против «Хезболлы» в Ливане имело непосредственное влияние на решение Тегерана нанести удар.
С другой стороны, понятно, что тут был расчет с двух сторон. То есть, американцы сейчас, конечно, не готовы к большой войне по причине выборов. И это прекрасно понимают израильтяне, Нетаньяху, который затеял вообще всю эту игру очень рискованную. И это примерно просчитали и иранцы. Вероятно, не в последнюю очередь и готовящееся подписание всеобъемлющего соглашения между Ираном и РФ (несмотря на определенные разногласия по Зангезурскому коридору) должно заставить Москву согласиться на обеспечение гарантий безопасности для ИРИ, потому что по-другому такое соглашение для Тегерана не будет иметь смысла», - отметил директор института.
Вообще говоря, происходящее уже можно назвать большой ближневосточной войной, считает он.
«И она может привести к очень серьезным экономическим последствиям. Поскольку, как мы понимаем, существует возможность ударов Израиля по нефтяным объектам в Иране. А там и Персидский залив может оказаться под ударом. Тогда активизируются все стороны, страны, которые там находятся. Места будет мало всем. То есть, американцы, конечно, попытаются каким-то образом это напряжение разрядить, но вот удастся ли им это?», - выражает сомнение Семиволос.
В свою очередь израильский политолог, профессор Университета Бар-Илан Зеэв Ханин заявил, что иранцы не могли не вмешаться после того, как ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) уничтожил верхушку и половину военного потенциала «Хезболлы».
«Ведь аятоллы придерживали эту группировку на случай, если в Израиле будет принято решение нанести удар по Ирану. А теперь эта доктрина рухнула. Тем более, что Тегеран подзуживают со всех сторон.
Со своей стороны, Израиль теперь тоже не может не ответить. Как — узнаем сегодня, но, похоже, намного мощнее, чем ожидали в Тегеране», — полагает Ханин.