Китайская мощь против американской стальной армады Обзор Артема Кирпиченка
На прошлой неделе вниманием мировой общественности целиком и полностью завладел Китай, где состоялся саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и прошел военный парад, посвященный 80-й годовщине Победы в Войне сопротивления китайского народа японским захватчикам и во Второй мировой войне. На площади Тяньаньмэнь в Пекине, где Народно-освободительная армия Китая (НОАК) демонстрировала свою мощь, присутствовали лидеры свыше двадцати государств, которые заинтересованы в дальнейшем экономическом и военном сближении с Пекином.
Перед почетными гостями парадным строем прошли многотысячные колонны солдат и новейших систем вооружения — дроны, высокоточные дальнобойные ракеты и даже боевые роботы. Открывая парад, лидер КНР Си Цзиньпин заявил, что «великое возрождение китайской нации невозможно остановить. Благородное дело мира и развития человечества, несомненно, восторжествует!»
Особый интерес вызвали ракетные системы, особенно их новые модификации, и среди них — «Дунфэн-61», способная нести несколько боеголовок в конической носовой части ракеты, межконтинентальная баллистическая ракета «Дунфэн-5С», которая в состоянии с севера Китая поразить цели в США, а также ракета средней дальности «Дунфэн-26D», названная «Guam Killer», поскольку может поразить стратегически важные объекты базы ВВС США на острове Гуам. На параде можно было видеть и несколько гиперзвуковых противокорабельных ракет, таких как YJ-17 и YJ-19, которые посредством маневра и высоких скоростей способны уклоняться от комплексов корабельных ПВО.
Такое внимание к ракетам неслучайно, поскольку Китай разрабатывает ракетные комплексы в качестве ключевого элемента своей стратегии сдерживания, а также как ответ военно-морскому превосходству США. Американские Военно-морские силы не имеют себе равных благодаря крупнейшему в мире флоту ядерных авианосцев и авианосных ударных групп. Китай по-прежнему отстает по количеству авианесущих кораблей, но, как отмечают эксперты, некоторые представители западного оборонного сообщества все чаще заявляют, что американские авианосцы уязвимы перед лицом массированных ракетных атак. Развертывая новейшие комплексы ракетного вооружения, Пекин не только проводит политику сдерживания, но и создает «возможность ответного удара» в случае нападения.
Другой обсуждаемой китайской новинкой стало лазерное оружие LY-1, которое по сути представляет собой гигантский лазер, способный сжигать или выводить из строя электронику, ослеплять пилотов, а также поражать истребители-невидимки пятого поколения, включая J-20 и J-35.
На пекинском параде КНР продемонстрировала и серьезный прогресс в развитии дронов с искусственным интеллектом. Всеобщее внимание приковал к себе гигантский подводный дрон AJX-002, известный также и как необитаемый подводный аппарат (XLUUV). Его длина достигает 20 метров, и он способен выполнять задачи по наблюдению и разведке. Другим фаворитом парада стал малозаметный ударный беспилотник GJ-11, получивший название «Верный ведомый». Он может лететь рядом с пилотируемым истребителем и помогать ему в атаках.
Помимо множества обычных воздушных дронов, на параде были представлены и боевые четвероногие роботы. Как считают эксперты, их можно использовать для выполнения различных задач: от разведки и разминирования до выслеживания вражеских солдат.
По мнению доцента программы трансформации в Наньянском технологическом университете Сингапура (Nanyang Technological University (NTU) Майкла Раска, Китай извлек уроки из войны в Украине, где применение дронов позволило ослабить оборону противника. Пекин хочет развить свою военную стратегию, в которой многие традиционные структуры будут заменены, а решения приниматься за «наносекунды» при помощи искусственного интеллекта. Несмотря на то, что многие опасаются последствий его использования в военных целях, считает Раска, китайцы «верят, что могут контролировать ИИ и делают все возможное, чтобы интегрировать его в свои оборонные системы».
Западные эксперты указывают, что парад показал способность Китая наладить массовый выпуск самого современного и высокотехнологичного оружия. По словам Раска, десять лет назад военные технологии, демонстрируемые Китаем, были «элементарными копиями» более совершенного оружия, разработанного в США, Европе и России. Сейчас на параде было представлено инновационное и разнообразное вооружение, включая новейшие беспилотники и ракеты, что свидетельствует о высоком уровне развития военно-промышленного комплекса.
В свою очередь, научный сотрудник Гавайского аналитического центра Тихоокеанского форума Александр Нил подчеркивает, что четко организованная вертикаль власти и наличие значительных ресурсов позволят Китаю производить новое вооружение гораздо быстрее чем его соперникам, а также в огромных количествах, что обеспечит ему численное и огневое преимущество на поле боя. По словам Нила, «у Китая есть возможность производить боеприпасы, корабли, носители вооружений... Государство может просто отдавать распоряжения, и они будут выполняются».
Правда, по мнению Майкла Раска, Китаю еще предстоит научиться взаимодействию между различными системами вооружения. Это будет непросто, поскольку китайская армия, несмотря на свою многочисленность, не имеет реального военного опыта – последний раз военнослужащие КНР вступали в бой в конце 70-х годов прошлого века.
Подводя итоги, следует отметить, что парад в Пекине имел большое идеологическое значение и был призван подчеркнуть вклад КНР в победу над странами «оси» во Второй мировой войне, которую Китай называет Войной сопротивления японской агрессии.
«Принеся огромные жертвы, китайский народ внес значительный вклад в спасение человеческой цивилизации и обеспечение мира во всем мире», — заявил Си Цзиньпин на параде.
У китайских граждан парад вызвал волну энтузиазма и национальной гордости. «Я вся в слезах после просмотра! Это так много для нас значит!» — написала пользовательница китайской социальной сети Weibo в ветке, посвященной обсуждению парада. Другой ее соотечественник отметил следующее: «Я благодарен нашей стране за то, что мы чувствуем себя в такой безопасности!»
Некоторые наблюдатели называют парад на площади Тяньаньмэнь гигантской рекламной кампанией китайского оружия для потенциальных покупателей, особенно если учитывать значительное число почетных зарубежных гостей, присутствовавших на трибунах. Как известно, продажа вооружения - традиционный способ расширения геополитического влияния. Например, Мьянма ежегодно закупает огромное количество китайского оружия.
Другим важным подтекстом мероприятия является проблема тайванского сепаратизма. Как отметил старший научный сотрудник Королевского института объединенных вооруженных сил Чарльз Партон, «Тайвань — это главная невысказанная часть парада». Показывая военную мощь, Пекин, по его словам, «посылает тайваньцам сигнал о том, что сопротивление бесполезно».
Парад также продемонстрировал то, что в случае необходимости Китай способен отстаивать свои интересы не только экономическими методами и у него есть союзники в самых разных регионах мира. По мнению Александра Нила, состав приглашенных на парад первых лиц говорит о том, что если США решатся бросить вызов КНР, то им придется вести «одновременную борьбу с Пекином на нескольких потенциальных театрах военных действий — Корейском полуострове, в Тайваньском проливе и Украине».