«Кладбище империй» на берегу Красного моря Аналитика Артема Кирпиченка
В декабре 2023 года США начали военную операцию «Страж процветания», направленную против управляющей большей частью Йемена группировки хуситов. Помимо Соединенных Штатов в международной коалиции принимают участие Великобритания, Франция, Италия, Сейшельские острова, Шри-Ланка и другие страны. Даже Финляндия послала против Йемена восемь хорошо обученных и мотивированных солдат. Впрочем, несмотря на очевидное техническое превосходство, коалицию могут ожидать непредвиденные сложности и проблемы, ведь в последние сто лет Йемен, подобно Афганистану, завоевал репутацию «кладбища империй».
Первыми с проблемой Йемена столкнулись британцы, которые еще в 1839 году захватили стратегически важный порт Аден и окрестные территории. После того как был прорыт Суэцкий канал, глобальное значение этого пункта многократно возросло. Теперь это была важнейшая перевалочная база и угольная станция на пути в Индию. Здесь были построены доки, склады, верфи, казармы, церкви и дома для чиновников колониальной администрации. Из-за тяжелого климата в Йемен направляли главным образом проштрафившихся офицеров и служащих, где они доживали свои дни в ссылке.
После того как в 1947 году Индия получила независимость, Аден и прочие британские форпосты на берегах Аравийского полуострова стали «базами на пути в никуда». Британия по инерции продолжала господствовать над этими землями, стремясь сохранить свой имперский статус, но кризис 1956 года и утрата господства над Суэцким каналом выбили у англичан почву из-под ног.
Арабские страны были охвачены революциями, которые поддерживала главным образом египетская пропаганда. Панарабские идеи затронули и Йемен. «Изображения Насера улыбались с каждой стены, а дети смеялись над европейцами, выкрикивая его имя», — писал британский историк Пирс Брендон.
С начала 1960-х годов против англичан выступил Национально-освободительный фронт. Повстанцы организовывали в городах забастовки, мятежи и убийства. В октябре 1963 года началось восстание в приграничном районе Радфан. Местные племена имели древнюю традицию разбоев и грабежей, называли себя «волками Радфана» и не клялись никому в верности. Они устраивали террористические акты на нефтепроводах «Бритиш Петролеум» и убивали заключивших союз с англичанами шейхов. Несмотря на использование новейшей военной техники, танков «Центурион», бомбардировщиков «Хантер», обстрел деревень и распыление ядов над посевами, англичанам не удалось замирить непокорные племена.
Ситуация обострилась в 1967 году, после победы Израиля в «Шестидневной войне». Радио Каира распространяло слухи, что Британия активно помогала израильтянам. Арабы Адена распевали на улицах: «Пуля против Англии — пуля для Израиля!». В англичан со всех сторон летели мины и ракеты, несмотря на то, что они вывесили на своих казармах предупреждающие плакаты: «Пожалуйста, не стреляйте ракетами по этому строению, которое небезопасно». В итоге в ноябре 1967 года англичане были вынуждены покинуть Аден, который удерживали более ста лет. Задержку в эвакуации вызвали только союзные британцам шейхи, которые несколько дней вывозили из страны свои коллекции лимузинов и гаремы.
В то же самое время соперники англичан египтяне завязли в войне на севере Йемена. Она стала следствием революции 1962 года, когда в Йеменском королевстве была свергнута монархия. Вслед за революцией началась кровопролитная гражданская война, в которой Великобритания и Саудовская Аравия поддерживали роялистов на севере Йемена, а Египет и СССР поддерживали республиканцев на юге. Президент Абдель Гамаль Насер решил вмешаться в конфликт, несмотря на предупреждения египетской военной миссии в Сане, что в горах танки будут неэффективны, авиация не сможет действовать в полную силу, а снабжение войск будет затруднено.
Начавшийся конфликт подтвердил прогнозы скептиков. Саудовская Аравия смогла наладить эффективное снабжение роялистов, базировавшихся прямо у ее границ. Слабая инфраструктура Йемена заставляла египтян разбивать свои силы по многочисленным гарнизонам, а их снабжение ложилось преимущественно на авиацию. Наконец, провозглашение республики, с одной стороны, разрушило многие традиционные структуры йеменского общества и погрузило часть территории юга в состояние анархии. Египтяне, естественно, воспринимались как чужеземные войска, и большой симпатии к ним йеменцы не испытывали.
Примечательно, что союзниками саудитов в войне с египтянами были шиитские племена зейдитов и Иран, которые объединились для противостояния «безбожникам» и «коммунистам». В данном случае теологические споры отошли на второй план.
В конечном итоге в августе 1967 года Каир заключил с Эр-Риядом соглашение, по которому египетские войска выводились из Йемена в обмен на финансовую помощь со стороны Саудовской Аравии.
Стоит ли говорить, что в 2015 году Саудовская Аравия «переняла» у Британии и Египта «переходящее знамя» и уже сама ввязалась в очередную войну на юге Аравийского полуострова? В 2014–2015 годах шиитская группировка «Ансар Аллах», более известная нам как хуситы, захватила власть в большей части Йемена. Президент страны Абд-Раббу Мансур Хади был блокирован в Адене, и 25 марта 2015 года его министр иностранных дел Рияд Ясин обратился к арабским странам Персидского залива с призывом ввести в страну войска для защиты законного правительства. Начавшаяся война стала одним из фронтов противостояния между Ираном, который поддерживал хуситов, и Саудовской Аравией. В состав коалиции помимо саудитов вошли Кувейт, Египет, Иордания, Катар, ОАЭ, Иордания, Пакистан и Судан. Эта группировка получила громкое название «Щит полуострова», но в реальности большинство союзников выделили для войны с хуситами лишь по несколько боевых самолетов. С марта 2015 года силы коалиции начали наносить бомбовые удары по позициям «Ансар Аллах» в Йемене, но последующие события показали, что одной авиацией добиться победы невозможно. Боевые действия растянулись сначала на месяцы, а потом на годы. Всё это привело к ухудшению гуманитарной ситуации в стране. Сотни тысяч людей были вынуждены бежать из своих домов, спасаясь от бомбовых ударов. Женщины и дети стали страдать от нехватки продовольствия, Йемен оказался на грани гуманитарной катастрофы.
Не добившись победы авиаударами, Саудовская Аравия сделала ставку на наземные операции, но скоро выяснилось, что, располагая самой современной военной техникой и фактически безграничными финансовыми ресурсами, Эр-Рияд не может поставить под ружье сколько-нибудь значимое количество солдат. Для боев на земле саудитам пришлось полагаться на союзников или просто вербовать наемников в самых бедных странах Африки и Латинской Америки. Это привело к тому, что силы коалиции стали терпеть одну неудачу за другой под ударами бойцов «Ансар Аллах», которые лучше знали местность и были более мотивированы.
Ситуация усложнилась из-за того, что поддержку хуситам стал оказывать Иран. Современные ракеты и дроны оказались тем оружием, которое уровняло шансы на поле боя между передовыми державами и повстанцами. Начиная с 2019 года беспилотники повстанцев стали атаковать нефтяные месторождения Саудовской Аравии. Так, дроны атаковали крупнейший в мире завод первичной переработки нефти в Абкайке на востоке Саудовской Аравии. Из-за возникшего пожара на несколько часов саудовская нефтедобыча упала вдвое, что имело последствия для глобальной экономики. В конечном итоге в марте 2023 года между хуситами и саудитами было достигнуто хрупкое перемирие в рамках сделки между Саудовской Аравией и Ираном при китайском посредничестве, но в свете последних событий непонятно, как должно поддерживаться это прекращение огня.
Великий историк Гиббон писал, что «счастливая Аравия» почти никогда не подвергалась завоеванию с суши, поскольку являет собой естественную крепость от обрывистого красно-коричневого берега до янтарных горных массивов. Дополнительной защитой служили пустыня и тяжелый климат. Издавна жизнь в Йемене теплилась вокруг оазисов, фортов или святилищ, которые контролировались влиятельными кланами. Даже владычество Османской империи было в этих местах чисто номинальное. Чтобы обозначить свое присутствие, туркам приходилось держать в Йемене четыре дивизии.
Ближайшее будущее покажет, сможет ли созданная США коалиция преодолеть все эти препятствия и достичь своих целей, навязав воинственным хуситам свою волю.