Куда спешит президент США? Caliber.Az разбирает письмо Байдена Алиеву
Накануне, 21 октября, президент Азербайджана Ильхам Алиев встретился с Майклом Карпентером, помощником президента США по делам Европы. Карпентер передал Алиеву письмо от президента США Джо Байдена и подтвердил поддержку Вашингтона в скорейшем подписании мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Послание Байдена, конечно же, событие неординарное – тем интереснее постараться разобраться, о чем оно. Забегая вперед, скажу, что, несмотря на кажущийся позитивный тон письма, трудно не распознать в нем попытку манипуляции в контексте мирного процесса между Баку и Ереваном. Итак, по порядку.
«Я рад видеть, что Ваша страна и Армения добились устойчивого прогресса в заключении мирного соглашения, которое нормализует отношения между вашими странами. Хочу заверить Вас, что Соединённые Штаты готовы поддержать прочный и достойный мир между Азербайджаном и Арменией, который окончательно положит конец многовековому конфликту», - так торжественно и приподнято начинается обращение американского президента.
Вроде бы, безобидные фразы, однако в некоторых их деталях таится не очень благожелательный не только по отношению к Азербайджану, но и к нащупываемому миру, нарратив.
Во-первых, американцы уже не первый раз употребляют определение «достойный мир». В контексте предыдущих употреблений этого определения можно заключить, что достойный, в понимании американцев, означает выгодный армянам. Далее, как-то уж совсем неловко выглядит характеристика конфликта в качестве «многовекового». Замечу, что с большой натяжкой этот конфликт можно назвать вековым, так как первые вооруженные столкновения между армянами и азербайджанцами в Карабахе и Западном Азербайджане произошли в начале прошлого столетия. Вместе с тем, все причинно-следственные связи этого конфликта четко прослеживаются – он появился исключительно в результате распространения экспансионистской идеологии армян. Называя же конфликт многовековым, американский президент пытается придать ему некий повышенный уровень сложности, чего нет и в помине. Вкупе, вышеуказанные детали не внушают оптимизма по поводу беспристрастности американской стороны, особенно в свете той работы, которую проводят армяне и их покровители по созданию искусственного кейса «прав армян нагорного карабаха».
«Наряду с обеспечением суверенитета и территориальной целостности Азербайджана, мирное соглашение преобразит весь регион, открыв путь к расширению торговли, инвестиций и связей между Европой и Центральной Азией», - продолжил Байден.
Здесь не возразишь, и даже можно поприветствовать столь недвусмысленное упоминание американским президентом «суверенитета и территориальной целостности Азербайджана». Впрочем, наученная горьким опытом интуиция азербайджанского читателя сразу ожидает за этим какой-то подвох. И он, конечно же, не медлит с появлением.
«Сейчас, когда внимание всего мира приковано к Баку в связи с COP29, у Вас есть уникальная возможность продемонстрировать свою приверженность миру перед глобальной общественностью. Как Вы знаете, доработка оставшихся пунктов мирного соглашения потребует творческого подхода и компромисса со всех сторон. Но я уверен, что Вы не преминете воспользоваться этой возможностью, и призываю Вас завершить работу над соглашением в этом году», - переходит к делу хозяин Белого дома.
Это, пожалуй, самая содержательная и самая манипулятивная часть его послания. Даже более, к сожалению, содержательна она только и именно благодаря своей манипулятивности. Белый дом пытается представить дело таким образом, будто Азербайджан получил у мирового сообщества, и в частности у США, право на проведение конференции в обмен на обязательство по скорейшему подписанию мира с Арменией. На самом деле всем хорошо известно, что получение согласия Армении на проведение COP29 в Баку стало возможным в результате двусторонних, прямых контактов между Азербайджаном и Арменией, без участия США или еще кого-либо, в результате которых, не будем забывать, в качестве доброго жеста Азербайджан поддержал кандидатуру Армении из Восточноевропейской группы на членство в Бюро СОР.
Далее встает вопрос: к какому творческому подходу и компромиссу пытается нас призвать американский лидер? Очевидно, закрыть глаза на закрепленные в армянской конституции территориальные претензии к нашей стране. Ведь именно они заявлены Баку в качестве главного препятствия к миру.
И в конце концов, что за спешка? Почему, спустя четыре года после 44-дневной войны и год после полного восстановления Азербайджаном своего суверенитета, Вашингтон вдруг обеспокоился срочным достижением мира? Что-то не могу вспомнить, чтобы американские лидеры призывали Армению проявить «творческий подход» в течение долгих тридцати лет оккупации азербайджанских территорий.
«Хочу Вас заверить, что поддерживаю это дело. Моя администрация готова предпринять смелые инициативы, которые помогут проложить путь к миру. Я попросил своего старшего директора по Европе Майкла Карпентера проинформировать Вас о некоторых шагах, которые мы готовы предпринять, а также получить Ваше мнение касательно дискуссий с Арменией», - написал далее Байден.
Интересно, конечно, в чем заключаются «смелые инициативы». Не будем голословными и воздержимся от критики того, чего не видели, – возможно, эти смелые инициативы, в отличие от тона письма, действительно направлены на отрезвление Армении от дури реваншизма. В этом смысле нам остается только ждать.
«Надеюсь, что Вы воспользуетесь этой возможностью, чтобы проложить новый курс для региона, основанный на совместном процветании и стремлении к общему благу», - подытоживает свое послание Байден.
И здесь снова можно разглядеть неприкрытую попытку манипуляции – навесить на Баку ответственность за целый «новый курс» в отношении региона и «совместного процветания». Так и хочется сказать американцам в свойственной им простодушной манере: «Ребята, погодите-ка минутку. Мы никому не обязаны». Азербайджан не связан никакими моральными обязательствами заключить какой-либо договор с Арменией в этом году. А вот Армении, кажется, позарез нужен мир без обязательств. В Ереване рассчитывают получить все преференции от интеграции Армении в региональные проекты, включая нормализацию с Турцией, но при этом малой кровью – не раздражая население отказом от основополагающих столпов армянского самосознания – приращения «жизненного пространства».
Демократическая администрация в Вашингтоне потакает Еревану в этом желании. Отчасти из геополитических интересов США, не включающих в себя сильный субъектный Азербайджан, однако в большей мере из предвыборных интересов – помогая Армении подписать мир «малой кровью», демократы гарантируют себе голоса армянской диаспоры. Чтобы не сильно «палиться» в этом вопросе, Байден озвучил срок «до конца года», а не к началу COP29, которое почти совпадает с датой выборов – 5 ноября. Еще ранее официальный представитель Госдепа Мэтью Миллер демонстративно заявил, что Соединенные Штаты никогда не связывали возможный мирный договор между Азербайджаном и Арменией с COP29. Однако все указывает на то, что именно с этой датой связывает Белый дом свои надежды. Очевидно, там ждут, что Баку, по крайней мере, озвучит свою готовность к подписанию конкретного документа к искомой дате – 5 ноября.
Стоит ли повторять, что Баку, как и прежде, будет исходить из национальных интересов. Наша страна уже успела продемонстрировать, как она умеет противостоять политике ультиматумов и прочих элементов давления крупных держав. Вместе с тем Азербайджан всегда готов к диалогу и нахождению удобоваримых вариантов сотрудничества и продвижения к миру, при условии, что они, опять же, не противоречат национальным интересам. Успех миссии спецпомощника Карпентера зависит от того, насколько предложения, которые он привез из-за океана, уважают суверенитет Азербайджана не на словах, а на деле.