«Подписание мирного договора между Азербайджаном и Арменией может произойти уже в этом году» Антон Бредихин на Сaliber.Az
Интервью Caliber.Az с научным руководителем Центра этнических и международных исследований, главным редактором журнала «Архонт», российским экспертом Антоном Бредихиным.
- В марте армянский парламент будет выбирать нового президента страны. Совершенно очевидно, что им станет кандидат от правящей партии. Как избрание нового президента отразится на внутриполитической ситуации в стране?
- Армения является парламентской республикой и, соответственно, функции президента являются номинальными, то есть большую часть своих полномочий он выражает в том, что лишь утверждает те или иные решения, которые предлагает правительство Армении. Реальная власть, конечно же, у премьер-министра. Поэтому искать какое-то изменение во внешней или внутренней политике с избранием нового президента Армении не стоит.
Президент избирается парламентом Армении, где абсолютное большинство от «Гражданского договора». Соответственно, 71 депутат из 107 парламентариев. Пашинян не будет искать какого-то компромисса с Робертом Кочаряном и его блоком. Кандидат именно от партии Пашиняна, за него проголосуют его сторонники.
Весь президентский срок бывшего президента Армена Саркисяна мы не видели каких-либо ярких шагов, заявлений на внешнеполитическом поле в рамках Карабахской войны или каких-либо других международных ситуаций.
- То есть смена президента не повлияет в том числе на переговорный процесс касательно армяно-азербайджанских отношений?
- Думаю, какого-либо позитивного либо негативного эффекта на фронте армяно-азербайджанских отношений искать не стоит. Любой переговорный процесс, который в дальнейшем будет идти между Арменией и Азербайджаном, продолжится между президентом Азербайджана и премьер-министром Армении. В принципе, даже в качестве переговорщика фигуру президента Армении рассматривать не приходится.
Приведу в этом случае пример Германии. Президента Германии фактически нигде не видно и не слышно, вся полнота власти находится в руках канцлера, который определяет и внешнюю, и внутреннюю политику и ведет государство в целом. То есть, функция президента в парламентской республике фактически фиктивная.
- Как, на ваш взгляд, будет проходить процесс демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы?
- Демаркация и делимитация границ достаточно длительный процесс, и мы видим, что есть отсутствие взаимопонимания между сторонами. Целый ряд армянских аналитиков заявил, что в советское время границы формировались из принципа «разделяй и властвуй». Действительно, расселение народов было весьма дисперсное, смешанное, и это подтверждают обе стороны.
Поэтому пока процесс идет, как и в случае между Арменией и Грузией, между которыми на протяжении 30 лет имеются нормальные отношения, но при этом нет четкой границы. Так и здесь, между Арменией и Азербайджаном, вполне возможно, что процесс демаркации может затянуться на очень продолжительный срок.
- Сроки подписания мирного соглашения будут оттягиваться?
- Думаю, подписание мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном состоится в ближайшее время. Надеюсь, не повторится ситуация, как это было в случае Советского Союза и Японии, между которыми по сей день нет мирного договора.
Полагаю, в случае с Баку и Ереваном все будет происходить гораздо быстрее, Москва будет посредником на этих переговорах, и вероятно, что подписание документа состоится в России. В этом заинтересованы и самые различные политические силы в Баку и в Ереване. Поэтому подписание мирного договора может произойти уже в этом году.
- Есть ли основания для вывода российской военной базы в Гюмри из Армении?
- Все заявления относительно вывода российской 102-й военной базы из Гюмри - это провокация. Начало переговорного процесса между Арменией и Турцией не является поводом для такого рода заявлений. У военной базы в целом гораздо больше стратегических и геополитических функций.
Российская военная база останется в Армении не только до 2044 года, но и дольше. Полагаю, что это в том числе в интересах армян. Все слухи относительно вывода российской военной базы из Армении не боле чем информационный вброс, не имеющий основания.
- Есть мнения, что антироссийские санкции США могут негативно сказаться на товарообороте РФ с Турцией, Азербайджаном и Арменией. Это так?
- Напротив. Очередной виток антироссийских санкций, который может быть введен со стороны США и Европы, отразится максимально позитивно на товарообороте России с Турцией, Азербайджаном и Арменией. Мы увидим активную переориентацию российского рынка на Южный Кавказ и Турцию. И как раз платформа «три плюс три» - это один из элементов переформатирования глобального рынка в целом. Уверен, что у нас будут постепенно формироваться единые стандарты по продукции. Даже в Грузии пойдет производство товаров по стандартам Евразийского союза.
Поэтому полагаю, что в других странах тоже будут сделаны шаги в этом направлении. С другой стороны, между Азербайджаном и Россией существует зона свободной торговли, поэтому никакие санкции вообще не коснутся нашего товарооборота, наоборот, мы увидим насыщение рынков двух стран товарами. Так что, чем больше санкций, тем лучше для экономики не только России, но и наших ближайших союзников, с которыми у нас торговля не прекращается.