«У кого-то отношения между Азербайджаном и Грузией вызывают зависть» Гиви Миканадзе в гостях у Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с председателем грузинской делегации в ПА НАТО, председателем комитета парламента Грузии по вопросам образования, науки и молодежи Гиви Миканадзе.
— В декабре в составе грузинской делегации вы побывали в Баку. Каковы были цели визита, как оцениваете их результаты?
— Перед тем как ответить на этот вопрос, я хотел бы выразить глубочайшие соболезнования от лица грузинского народа в связи с авиакатастрофой самолета рейса Баку — Грозный авиакомпании AZAL. Наш визит в Баку почти совпал с трагедией. По приезде в Грузию я вместе с моими коллегами побывал в посольстве Азербайджана, и от имени нашей делегации, от имени группы дружбы грузинского парламента с парламентом Азербайджана сделал запись в книге скорби.
Что касается визита, то тут стоит отметить, что это была первая зарубежная поездка депутатов нового созыва грузинского парламента — тем самым, по сути, было подчеркнуто, насколько для нас важны отношения с братским Азербайджаном. И первым пунктом в этой связи является укрепление и углубление двухсторонних отношений на уровне парламентариев, на уровне законодательных органов, так сказать, «законодательная дипломатия», как мы это называем, которая может способствовать еще большему расширению направлений сотрудничества между нашими странами. Мы видим, что уже присутствует позитивная коммуникация между спикерами двух парламентов, выстроились особые отношения между группами дружбы парламентов наших стран. Наше предложение заключалось в том, что нужно максимально активно подходить к конкретным сферам, чтобы тематические комитеты двух парламентов начали бы сотрудничать друг с другом. И чтобы это не было только на уровне председателя парламента, но и на уровне групп дружбы, которые могли бы координировать эту работу, придавать дополнительную динамику этому процессу. Мы подчеркнули это на встрече с председателем Милли Меджлиса Сахибой Гафаровой и на встрече с Арзу Нагиевым, который является руководителем группы дружбы с грузинским парламентом в парламенте Азербайджана. Это предложение было очень хорошо принято, и госпожа Гафарова сразу же поручила составить текст договора, который будет в ближайшие сроки рассмотрен и подписан двумя спикерами парламента и таким образом даст дополнительную легальную базу для отношений между двумя парламентами.
Мы пригласили азербайджанскую группу дружбы в начале февраля в Грузию: конкретные даты, а также программа визита будут обсуждены в этом месяце. Я попросил, чтобы в состав этой делегации вошло как можно больше председателей комитетов Милли Меджлиса, которых мы уже познакомим с председателями комитетов с грузинской стороны, чтобы дать им возможность обсудить общие вопросы и выстроить личные отношения друг с другом. Потому что мы видим, что на правительственном уровне, на уровне первых лиц государств, выстраивание связей между Баку и Тбилиси идет очень активно.
— Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения Азербайджана и Грузии в 2024 году? И что нам несет 2025 год?
— Отношения между Азербайджаном и Грузией в 2024 году можно охарактеризовать как стратегически важные и гармоничные. Они достигли высокого уровня взаимопонимания и сотрудничества, основанного на общих интересах, исторических связях и тесной дружбе между народами. Особую роль сыграли проекты в области экономики, инфраструктуры и культуры, которые способствуют укреплению двустороннего взаимодействия.
Перспективы на 2025 год выглядят оптимистично. Ожидается дальнейшее развитие совместных экономических инициатив, особенно в рамках транспортных и энергетических коридоров, таких как Транскаспийский маршрут. Также важным аспектом остается сотрудничество не только Азербайджана и Грузии, но и Азербайджана, Грузии и Турции, потому что экономически наши страны очень тесно связаны. Поэтому есть как двухсторонние, так и трехсторонние форматы, в которых наши страны участвуют.
Сохранение традиционных ценностей, развитие культурного диалога и реализация совместных проектов будут продолжать играть ключевую роль в укреплении этих отношений. На данный момент железная дорога из Азербайджана до Поти и Батуми, например, переполнена грузами и нуждается в дополнительных ресурсах для ее дальнейшего развития. Также очень важны факторы железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, нефтепроводов и газопроводов между нашими странами.
Более того, мы видим, что все больше возрастает интерес к Азербайджану и Грузии со стороны Китая. В этом году грузопоток из Китая, проходящий через Грузию и Азербайджан, возрос особенно ощутимо.
Также мы стремимся развивать сотрудничество с Азербайджаном в области морских грузоперевозок и расширяем возможности портов Батуми и Поти, но самое главное — строится морской глубоководный терминал порта в Анаклии, который будет обладать гораздо более значительным потенциалом для транспортировки грузов. В него будет заходить гораздо более крупные суда. И потому важно, чтобы это сотрудничество было бы подкреплено на всех уровнях. Например, на 17 января запланирован официальный визит премьер-министра Грузии в Азербайджан, в рамках которого состоится встреча экономических комиссий двух стран, на которой будут обсуждаться конкретные вопросы о запуске новых проектов между нашими странами в 2025 году.
Конечно, с политической точки зрения для нас очень важен мирный процесс на Южном Кавказе, потому что мир является базовым условием, чтобы развивать новые глобальные проекты и инициативы в регионе. Грузия всегда готова быть активным участником этого процесса, чтобы мирный договор между Баку и Ереваном был как можно скорее подписан. Мы знаем, что много вопросов уже обговорено, некоторые еще обсуждаются, и велика вероятность, что в 2025 году мирный договор будет все-таки подписан. И мы будем только рады, если это произойдет в Тбилиси.
— Что можете сказать о давлении Запада на власти Грузии? Какие выводы из этого следует сделать? Изменится ли ситуация в 2025 году?
— Мы, к сожалению, наблюдаем, что происходит целенаправленная политика применения двойных, я бы сказал, тройных в отношении обеих наших стран. Когда почему-то можно принимать какие-то законы во Франции, Германии и других странах, но при этом почему-то нельзя аналогичные и даже более либеральные законы принимать в Грузии. Мы видим, что Западу неприемлема политика, защищающая семейные и национальные ценности, культурные и исторические традиции нашей страны. А для Грузии, для большинства народа, эти моменты очень важны. Но точки зрения Запада мы должны только участвовать в поддержке нарративов, которые важны для некоего меньшинства, не поддерживающего традиционные ценности нашего общества.
Мы также видим, что для большинства западных стран было абсолютно неприемлемо, что правящая партия Грузии «Грузинская мечта» выиграла выборы с тотальным преимуществом в 54%, а оппозиционная партия на этих выборах, прошедшая пятипроцентный барьер и оказавшаяся на втором месте, получила лишь 11% — то есть разница между победившей партией и оппозиционной составляет 43%. И даже если в совокупности взять четыре оппозиционные партии, которые также прошли в парламент, то у них на 15–16% меньше, чем у правящей партии.
О чем это говорит? О том, что за эти 12 лет, что правящая партия находится у власти, она делает те шаги, которые для населения наиболее важны и приемлемы. И самое главное — что мы сохраняем мир: это первое правительство с 91-го года, которое смогло добиться стабильного мира в Грузии. Поэтому мы прекрасно понимаем, с какими препятствиями сталкиваются Азербайджан и азербайджанский народ, так же, как вы понимаете, с какими препятствиями сейчас сталкиваемся мы. Поэтому я думаю, что многие страны с интересом наблюдают за тем, как Грузия и Азербайджан на всех направлениях все более углубляют взаимодействие друг с другом. Кто-то смотрит на это с недовольством и завистью, но это их дело. И мы знаем, что в истории были империи, которые захватывали полмира и управляли гигантскими территориями и народами, но на сегодняшний день на картах мира вы их не найдете. А наши относительно небольшие страны и народы смогли сохранить свою независимость и выжить, потому что мы всегда были настроены на те ценности и на те особые традиции, которые поддерживали нашу идентичность и самобытность.
Кстати, в ряде европейских стран, не только в Венгрии и Словакии, но и в Германии правые силы уже сказали свое веское слово. Эти же процессы происходят в Австрии и Франции. То есть мы видим, что правые силы, которые в первую очередь нацелены на поддержку национальных приоритетов, самоидентичность, обретают все большую силу и поддержку, а леволиберальные силы, выступающие против наших стран, теряют свою власть. Так что, думаю, скоро ситуация в Европе кардинально изменится. Также многое для нас может измениться с возарщением Трампа в Белый дом, его взгляды и подходы имеют немало общего с позицией «Грузинской мечты».
— Продолжит ли Грузия курс на интеграцию с ЕС в 2025 году?
— Несмотря на то, что двойные стандарты Запада очень четко видны, есть объективные показатели: если взять, например, Молдову, Боснию и Герцеговину, с которыми в последнее время Брюссель начал переговоры по вступлению в ЕС, если сравнить с международными индексами, исходя из которых Европейский Союз делает свои выводы, то Грузия по уровню реформ, по многим позициям имплементации договора с ЕС впереди этих стран. Но им дали эту возможность, а для нас движение в Евросоюз заблокировано. Тем самым мы видим, что используется откровенный механизм шантажа.
Тем не менее мы продолжим делать свое домашнее задание в рамках договора по ассоциации с Евросоюзом. И мы думаем, что к концу 2028 года более 90% всех обязательств со стороны Грузии будет исполнено, также с большой долей вероятности можно предполагать, что к этому времени отношения с Западом уже будут нормализованы. Что даст уже абсолютно беспрепятственную возможность, чтобы где-то к 2030 году Грузия стала полноправным членом Европейского Союза.
В заключение я хочу пожелать братскому Азербайджану всего наилучшего в наступившем году. Пожелать, в первую очередь, мира, стабильности, развития, справедливости.