Вашингтон и Анкара в поисках формулы взаимной выгоды Расклад Артема Кирпиченка
Одно из важных событий этой недели – визит президента братской Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в США, где турецкий лидер не только принял участие в 80-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, но и проведет переговоры с президентом Дональдом Трампом 25 сентября в Белом доме. Речь идет о знаковом событии, поскольку бывшая демократическая администрация США всячески уклонялась от сотрудничества и переговоров с Анкарой на высшем уровне. Но новая, более гибкая, политика Трампа сделала возможным то, что казалось немыслимым еще в прошлом году.
Говоря о предстоящей встрече, вице-президент Турции Джевдет Йылмаз, в частности, отметил следующее: «Президент Реджеп Тайип Эрдоган, который сегодня является одним из самых опытных лидеров на мировом уровне, известен своей принципиальной позицией во внешней политике, политикой, основанной на национальных интересах, и подходом, направленным на взаимную выгоду с его партнерами. Повестка дня между Турцией и США охватывает широкий спектр вопросов, от давно обсуждаемых тем оборонной промышленности и торговли до инвестиций и региональной стабильности. Мы надеемся, что предстоящая встреча приведет к принятию решений, которые будут выгодны для обеих стран и будут способствовать региональному миру».
В свою очередь, турецкая пресса пишет о длительной подготовке, предшествовавшей грядущим переговорам на высшем уровне. Еще на прошлой неделе появилась информация, что стороны согласовывали спорные вопросы при посредничестве лоббистских структур.
Как стало известно СМИ, Эрдоган провел негласную встречу с сыном Трампа во дворце Долмабахче. Администрация турецкого президента не опровергла эти заявления. Более того, неназванный турецкий источник подтвердил, что имевшая место встреча была «визитом вежливости». Хотя Трамп-младший не занимает официальной должности в администрации своего отца, он пользуется большим влиянием в Белом доме. В настоящее время Эрик Трамп является исполнительным вице-президентом Trump Organization. Он уже посещал Турцию в 2016 году по деловым вопросам, в том числе в рамках совместного проекта Trump Towers в Стамбуле.
Президент Эрдоган разместил пост в социальных сетях, отметив, что на встрече с Трампом они обсудят «в первую очередь торговлю, инвестиции и оборонную промышленность», и предстоящие переговоры «будут способствовать прекращению войн и конфликтов в нашем регионе».
В свою очередь, Трамп написал, что планирует обсудить с Эрдоганом продажу Турции истребителей F-16 и F-35, а также самолетов Boeing. Деловые круги в Стамбуле сообщают, что Эрик Трамп, находясь с визитом в Турции, обсуждал возможность крупных американских инвестиций в эту страну, прежде всего в недвижимость и горнодобывающую промышленность.
Турецкие медиа отмечают, что сложнейшим вопросом в отношениях между двумя странами является Сирия. По мнению Анкары, Вашингтон должен послать четкий сигнал, что хочет видеть эту страну единой и свободной от вмешательства внешних сил. Но скорее всего президенты обойдут эти вопросы стороной, потому что Дональда Трампа прежде всего интересуют экономические и финансовые вопросы.
Как отметил в своей публикации американский президент, главной темой обсуждения станут авиационные контракты: у Турции есть необходимость закупать современные военные технологии как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах. Большое значение имеет приобретение двигателей F110 и GE Aerospace F404 для перспективных турецких боевых самолетов Kaan и Hurjet. Ожидается, что правительство США одобрит этот запрос.
Самой главной проблемой касательно закупок вооружения является приобретение Турцией новейших самолетов F-35. В 2019 году Трамп исключил Турцию из программы по закупке этих машин, предложив в качестве альтернативы последнюю модификацию самолета F-16 Block 70 в счет уже уплаченных средств и с возможностью последующего возвращения в программу F-35. Президенты Турции и США, по-видимому, потратят больше всего времени на обсуждение этого вопроса.
Говоря о предстоящей встрече Эрдогана и Трампа, военный аналитик, профессор Али Фуат Гекче отметил, что для приобретения этих боевых самолетов необходимо новое одобрение Конгресса. «Тому препятствовали ограничения в рамках CAATSA («Закона о противодействии противникам Америки»), связанные с закупкой F-35 и особенно F-16. F-35 требуют снятия санкций CAATSA. Это в руках Трампа, поскольку у него большинство как в Палате представителей, так и в Сенате. Этот вопрос может быть решен, если он скажет: «Давайте», и я верю, что это может произойти в ходе этой встречи», – отметил Гекче.
Странам предстоит подписать и ряд контрактов в сфере гражданской авиации. Приобретение Boeing компанией Turkish Airlines обсуждается уже как минимум два года. Генеральный директор Turkish Airlines Ахмет Болат подтвердил эти планы весной прошлого года. До этого, в декабре 2023 года, Turkish Airlines разместила у европейской компании Airbus крупнейший в своей истории заказ на 355 машин. Вслед за этим Турция начала переговоры с американцами.
Отметим, что в последний раз Эрдоган посещал Белый дом в 2019 году, во время первого президентского срока Трампа. В 2019-м Турция приобрела российские зенитно-ракетные комплексы С-400, в ответ Вашингтон отменил продажу этой стране самолетов F-35 и исключил Анкару из программы их производства, несмотря на уже внесенные ею средства.
С другой стороны, наметившееся сближение Турции и США вызвало беспокойство в Греции. По сообщениям греческой прессы, Афины обеспокоены, что Дональд Трамп встретится с турецким президентом, а греческий премьер-министр Кириакос Мицотакис до сих пор не может рассчитывать на подобное внимание с американской стороны. Греки также крайне обеспокоены возобновлением сделки по F-35, что еще больше упрочит доминирование Турции в Эгейском море и Восточном Средиземноморье.
Как пройдет встреча между Эрдоганом и Трампом — спрогнозировать непросто. Но с учетом авторитета Турецкой Республики, весьма обоснованным выглядит утверждение обозревателя газеты Sabah Беркана Тутара о том, что «США видят реальную силу Турции, и восстановление Америкой своего влияния на Ближнем Востоке зависит от сотрудничества с Анкарой».