Зеленый коридор: Баку как мост между Востоком и энергобезопасностью Европы Статья Владимира Цхведиани
4 апреля в Баку состоялись 11-е министерское заседание в рамках Консультативного совета Южного газового коридора и 3-е министерское заседание в рамках Консультативного совета по зеленой энергетике. Мероприятия прошли в очень непростое для мировой экономики время. Той же Европе сегодня предстоит не только осуществить уже запланированный переход на электроэнергию из возобновляемых источников или зелёную энергетику. ЕС при этом стремится уменьшить зависимость от российских энергоносителей и одновременно сохранить конкурентоспособность своей экономики. А последнее даётся всё сложнее, в том числе и из-за начала торгово-тарифной войны с США.
Недавнее введение США тарифов на товары из стран ЕС вновь вынуждает европейских производителей думать о том, чтобы снизить себестоимость их производства, в том числе через уменьшение «энергетической составляющей» в этой себестоимости. В итоге обеспечение ЕС дешёвой электроэнергией становится важным фактором сохранения конкурентоспособности европейских товаров.
По итогам 2024 года возобновляемые источники обеспечили 47% электроэнергии, произведенной в Евросоюзе, и эта доля в ближайшее время вырастет ещё больше. Но выработка электроэнергии с помощью ветра и солнца сильно зависит от погодных условий, что несёт свои сложности. Так, например, в ноябре-декабре 2024 года над сделавшей ставку на возобновляемые источники энергии Германией (которая является экономическим локомотивом ЕС) установился так называемый тёмный штиль – пасмурная и безветренная погода. Из-за этого эффективность солнечных коллекторов и ветряков резко упала. В итоге стоимость мегаватт-часа электроэнергии на бирже достигла 100 евро – рекордного показателя за последние 18 лет.
Подобные проблемы могут решаться за счет перетока электроэнергии из-за пределов ЕС. Однако здесь свои коррективы вносит геополитика – страны ЕС прекратили даже еще недавно взаимовыгодное сотрудничество с Россией в энергетической сфере. Так, 8 февраля страны Балтии – Эстония, Литва и Латвия – вышли из международной энергосистемы БРЭЛЛ, названной по первым буквам стран-участниц (Беларусь, Россия, Эстония, Литва, Латвия). Хотя доля балтийских стран в экономике ЕС невелика, но энергетический разрыв с Россией уже привел к росту цены электроэнергии на их внутренних рынках, а это может привести к ещё большей стагнации в реальном секторе экономики стран Балтии. Это не говоря о том, что параллельная работа энергосистем стран Балтии и РФ позволяла весьма эффективно использовать возможность перетока электроэнергии в пиковые часы в этой части Евросоюза.
Отсюда и заинтересованность единой Европы не только в поставках природного газа из Каспийского региона, но и электроэнергии из стран Южного Кавказа и Центральной Азии. Не случайно на министерских заседаниях в Баку 4 апреля участвовал комиссар Европейского союза по вопросам энергетики и жилищного хозяйства Дан Йёргенсен. Всего во встречах участвовали представители 24 стран, 7 международных финансовых институтов и 42 энергетических компаний мира.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем выступлении отметил как роль Южного газового коридора, так и перспективы развития зелёной энергетики. По его словам, сегодня Азербайджан поставляет природный газ в 12 стран, 10 из которых европейские, и 8 из них являются членами Европейского Союза. С момента подписания меморандума о стратегическом партнерстве между Азербайджаном и Европейской комиссией в области энергетики поставки азербайджанского природного газа в Европу увеличились почти на 60%.
«Меморандум был подписан президентом Еврокомиссии и мной в середине 2022 года. В 2021 году наши поставки газа в Европу составили около 8 млрд кубометров. В прошлом году – почти 13 млрд кубометров. Таким образом, это более половины всего нашего экспорта, который составляет 25 млрд кубометров и будет расти», – отметил Ильхам Алиев.
Говоря о значении Южного газового коридора, Ильхам Алиев одновременно подчеркнул необходимость финансирования новых проектов, которые могли бы увеличить поставки природного газа в ЕС.
«Южный газовый коридор – это история огромного успеха для всех нас. Интегрированная система трубопроводов протяженностью 3500 километров сегодня является главной артерией энергетической безопасности для многих стран. В настоящее время он работает на полную мощность. Южно-Кавказский трубопровод, TANAP и TAP – три составные части этого коридора, полностью загружены. Поэтому нам нужно расширяться. А для этого нам, конечно, понадобится финансирование. И мы подошли к очень важному вопросу, который мы поднимали несколько раз, что международные финансовые институты, те институты, которые решили прекратить финансирование проектов, связанных с ископаемым топливом, вероятно, должны пересмотреть свою политику. Особенно принимая во внимание огромные геополитические изменения, свидетелями которых мы все являемся», – заявил Ильхам Алиев.
Напомним, что такой важный проект, как Транскаспийский газопровод, мог бы обеспечить ЕС дополнительными объемами природного газа, но его финансирование пока заморожено. Между тем, благодаря этому проекту природный газ из Туркменистана в значительных объемах транзитом через Азербайджан, Грузию и Турцию мог идти в Европу, в чем, исходя из геополитических соображений, прямо заинтересовано руководство ЕС.
Тот же Дан Йёргенсен на пресс-конференции по итогам 11-го министерского заседания Консультативного совета по Южному газовому коридору и 3-го министерского заседания Консультативного совета по зеленой энергетике прямо заявил о курсе ЕС на «уменьшение энергетической зависимости» от РФ: «Раньше мы на 100% зависели от российского газа, а после начала российско-украинского конфликта на первом этапе нам удалось сократить объем поставок на 45%. Сейчас этот показатель составляет 13%. Наша цель — полностью прекратить зависимость от российского газа», — отметил Дан Йёргенсен. То есть, ЕС сегодня осознает важность увеличения поставок газа из Каспийского региона, а это даёт больше шансов для реализации такого проекта, как Транскаспийский газопровод.
В своем выступлении президент Азербайджана Ильхам Алиев также подчеркнул важность зеленой повестки, которая позволит сэкономить потребление природного газа. «Сегодня уже подписанные с нашими инвесторами контракты по солнечным и ветровым электростанциям обеспечат нам к 2030 году 6 гигаватт солнечной и ветровой энергии. Отмечу, что в результате этого можно будет сэкономить огромный объем природного газа, который в настоящее время используется для внутренних нужд, и направить его на экспорт. За счет собственных инвестиций мы наращиваем гидроэнергетический потенциал в освобожденных от армянской оккупации Восточно-Зангезурском и Карабахском регионах. Мы уже установили гидроэлектростанции мощностью 270 мегаватт. Уже введено в эксплуатацию более 30 малых гидроэлектростанций, а за счет дополнительных 30 малых гидроэлектростанций в ближайшие максимум пять лет эти мощности возрастут до 500 мегаватт. Таким образом, в конечном итоге к 2030 году будет создан энергетический потенциал в 6,5 гигаватт», – отметил Ильхам Алиев. По его словам, сегодняшняя установленная мощность Азербайджана составляет чуть более 8 гигаватт, и таким образом, в течение следующих пяти лет страна почти удвоит свой потенциал по производству энергии из возобновляемых источников.
В Баку также между Азербайджаном, Грузией, Турцией и Болгарией был подписан Меморандум о взаимопонимании по зеленой энергетике. Министр энергетики Азербайджана Парвиз Шахбазов подчеркнул, что подписанный в Баку документ открывает путь к созданию нового зеленого энергокоридора для экспорта возобновляемой энергии. «Азербайджан в настоящее время реализует несколько инициатив по зеленой энергии, в том числе проект создания коридора зеленой энергии Каспийское море — Черное море — Европа (Венгрия). Хочу отметить, что возможные предположения на предмет того, что все эти проекты по коридорам зеленой энергии могут создать конкуренцию друг другу, не верны. У Азербайджана достаточно ресурсов, чтобы реализовать эти проекты», – отметил Парвиз Шахбазов.
Но страны Южного Кавказа могут не только сами поставлять зелёную энергию на европейский рынок, но и осуществлять ее транзит из стран Центральной Азии. Напомним, что соглашение по реализации проекта создания коридора зеленой энергии «Центральная Азия – Азербайджан» через Каспийское море было подписано в рамках COP29 в ноябре 2024 года. А 4 апреля 2025 в Баку Узбекистан, Казахстан и Азербайджан договорились с Азиатским банком развития (АБР) и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ) о начале первого этапа проекта зеленого энергокоридора в Европу. Был подписан меморандум о взаимопонимании между министерствами энергетики трех стран, представителями АБР и АБИИ, который предусматривает сотрудничество в области подготовки ТЭО проекта, направленного на объединение энергосистем трех государств и создание маршрута поставки зеленой энергии в Европу.
По словам замминистра энергетики Узбекистана Умида Мамадаминова, к 2030 году общая мощность возобновляемых источников энергии в Центральной Азии превысит 30 ГВт. «Это означает, что скоро у нас будет избыток зеленой электроэнергии», — отметил Умид Мамадаминов и подчеркнул, что проект энергокоридора призван обеспечить инфраструктуру, необходимую для экспорта избыточной возобновляемой электроэнергии в Европу, «превращая проблему в возможность».
Значение формирования «зеленого энергетического коридора» между Центральной Азией, Южным Кавказом и Европой подчеркнул и министр энергетики Азербайджана. «Эти инициативы означают больше, чем просто доступ к зеленой энергии. Они укрепляют региональное сотрудничество. Румыния, Венгрия и Болгария являются ключевыми игроками, а Грузия, Турция, Узбекистан, Казахстан и Азербайджан открывают новые горизонты для экспорта зеленой энергии, что создает большие возможности для развития инфраструктуры ветроэнергетики на Каспии, поставок оборудования, торговли энергией и финансирования проектов», — отметил Шахбазов.
Нужно отметить, что в странах Центральной Азии практически не возникает проблем с «темным штилем», который был еще недавно в Германии: в одних местностях (особенно в Узбекистане и Туркменистане) на протяжение большей части года постоянное изобилие солнечного сияния, в других – постоянно дуют ветры. В особенности сильными и постоянными ветрами отличается значительная часть территории Казахстана, и этот потенциал власти страны намерены использовать. Согласно Программе развития электроэнергетики Республики Казахстан, планируется ввод 500 МВт ветровых электростанций до 2030 года, и среди них значится ВЭС «Джунгарские ворота 50 МВт», причем строительство первого этапа проекта уже началось. «Джунгарские ворота» представляют собой ветровой коридор протяженностью 50 километров. Согласно оценкам экспертов, среднегодовая скорость ветра на высоте 50 метров здесь составляет 9,7 м/сек, но не редки и сильные ветры до 32 м/сек. Плотность ветрового потока равна 1050 Вт/кв. м, а количество часов работы ВЭС с полной нагрузкой достигает 4400 часов в году. О подобном потенциале ветровой энергии многие страны ЕС могут только мечтать. И, безусловно, ни одна из стран ЕС не может сравниться с тем же Узбекистаном по возможностям солнечной энергетики.
Кроме того, нужно отметить, что между Центральной Азией и Западной Европой – значительная разница в часовых поясах, что позволит перебрасывать по зеленому энергетическому коридору через Южный Кавказ электроэнергию из Центральной Азии в Европу во время «пиковых» нагрузок на Западе, когда на востоке потребление электроэнергии минимально. Также нужно учесть, что Грузия с ее развитой электроэнергетикой может усилить эффективность использования этого энергетического коридора, поскольку именно ГЭС в возобновляемой энергетике имеют самую высокую маневренность.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az