Брюссель-3: ни статуса, ни «народа», ни «Нагорного Карабаха» По итогам трехсторонней встречи в верхах
Накануне, 22 мая, в Брюсселе состоялись очередные, третьи по счету, переговоры лидеров Азербайджана, Совета Европейского союза и Армении. Алиев, Мишель и Пашинян продолжили обсуждение обозначенных на предыдущих встречах вопросов, представляющих взаимный интерес и играющих важную роль в обеспечении стабильности на всем Южном Кавказе. Как и прежде, основная повестка переговоров - нормализация отношений между Баку и Ереваном.
Еще до начала встречи некоторые эксперты и журналисты выражали осторожный пессимизм относительно ее эффективности. Как мы помним, на состоявшихся 6 апреля в Брюсселе переговорах Пашинян подтвердил свое согласие c предложенными Азербайджаном 5 принципами будущего мирного договора, а также с созданием двусторонней комиссии, которая будет заниматься вопросами делимитации азербайджано-армянской границы. Однако после поездки Пашиняна в Москву и приема у президента Путина, а также на фоне непрекращающихся акций протеста непримиримой оппозиции (которыми столь удобно прикрываться) армянская сторона стала оттягивать выполнение достигнутых в Брюсселе договоренностей. Более того, Ереван выдвинул свои 6 принципов урегулирования отношений, а в приграничье ВС Армении вновь осуществили ряд вооруженных провокаций.
На фоне уже привычной армянской непоследовательности складывалось впечатление, что не было особого смысла для очередной встречи. Ведь еще 23 апреля в ходе телефонного разговора между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Европейского совета Шарлем Мишелем азербайджанский лидер проинформировал своего собеседника о том, что по итогам состоявшейся 6 апреля встречи в Брюсселе азербайджанская сторона уже определила состав Национальной комиссии по делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы и делегации по подготовке мирного соглашения между двумя странами и готова к переговорам. Чего, как мы уже знаем, не сделала армянская сторона. По крайней мере, дальше слов дело так и не сдвинулось. Однако азербайджанской стороне было важно понять, как будет дальше продвигаться выдвинутая и продвигаемая ею мирная повестка. И будет ли вообще. Именно поэтому официальный Баку дал согласие на эту встречу.
Впрочем, сделанное по ее итогам заявление Шарля Мишеля сменило витавший до этого в воздухе осторожный пессимизм на столь же осторожный, но уже оптимизм. По его словам, «дискуссия была откровенной и продуктивной». Стороны достигли таких важных результатов, как запланированное на ближайшие дни первое совместное заседание Пограничных комиссий, в ходе которого будут рассмотрены все вопросы, связанные с делимитацией границы, что будет способствовать стабилизации ситуации.
Кроме того, достигнуто согласие о необходимости приступить к разблокированию транспортных коммуникаций.
По словам Мишеля, лидеры договорились продолжить обсуждение будущего мирного договора, регулирующего межгосударственные отношения между Арменией и Азербайджаном. Группы, возглавляемые министрами иностранных дел, продолжат этот процесс в ближайшие недели.
И вот здесь кроется один, на первый взгляд, неприметный, но крайне важный для Азербайджана момент в контексте обсуждения будущего мирного договора. По словам президента Совета Европейского союза, он подчеркнул обоим лидерам, что «необходимо рассмотреть вопрос о правах и безопасности этнического армянского населения в Карабахе». И вновь - ни единого упоминания о «Нагорном Карабахе» и выдуманном армянской стороной «народе Арцаха или Нагорного Карабаха». «Этническое армянское население» означает определение Старым Светом армян Карабахского региона Азербайджана одной из этнических групп в нашем государстве. О статусе и «народе» ни слова. Хорошие формулировки, лишний раз подтверждающие правоту позиции Баку.
Как видим, оценка относительно осторожного оптимизма от состоявшейся накануне встречи в Брюсселе оказалась оправданной. Однако, вновь, как и после встречи 6 апреля, считаем не менее важным, чем формулировки, дальнейшие действия Армении. То есть, станет ли она, наконец, последовательно выполнять достигнутые договоренности или же вновь будет затягивать процесс под прикрытием очередного вызова Пашиняна на ковер в Кремль или угроз оппозиции. Все это покажет самое ближайшее время, и хочется, надеяться, что к июлю-августу, когда состоится уже четвертая встреча в таком формате, практический багаж, с которым в Брюссель приедет Пашинян, окажется весомее его голословного согласия на нормализацию.