Жизнь быстротечна: не позволяй душе загнуться! Размышления Ярослава Осинцева
Дни стали ощутимо длиннее, солнце дарит больше тепла, птицы выводят не только свои витиеватые трели, но и птенцов. Вот уже и тут созрел на деревьях...
Наступает лето. А значит, нас все чаще посещают мысли об отдыхе. Хочется вырваться куда-то из городских каменных джунглей, с их автомобильными сигналами, загазованным воздухом, уйти подальше от ежедневной нервотрепки и забот. Это желание усугубляется тем, что два года мы жили в условиях пандемии, которая наложила на нас серьезные ограничения: здесь и доходы, здесь и передвижения, здесь и необходимость соблюдения карантинного режима. И потому, то, что душа хочет отдыха, перемены мест и обитания, во-первых, это естественно, а, во-вторых, это очень хорошо и правильно!
Помните, в одной из своих предыдущих статей я писал, что человек во многом выстраивает свое впечатление о той или иной эпохе, и, в какой-то мере, свои идеологические и политические пристрастия, не на основе того, хорошо ему тогда или плохо жилось в материальном смысле, был ли он сыт или голоден, а, просто, был ли он счастлив или нет. Если даже у человека были деньги, но при этом он был обременен заботами, то он никогда не будет вспоминать то время с симпатией.
Лет 12 назад я в силу жизненных обстоятельств работал выпускающим редактором в одном электронном СМИ, в котором выполнял обязанности, мягко говоря, совершенно мне не запавшие в душу. Эта работа не развивала меня, не давала возможностей для творческого поиска, не предусматривала профессионального роста.
Что делать - бывают работы и рутинные. Но там были и другие минусы - если бы мне просто давали задание, и в течение дня я бы его последовательно выполнял, пусть даже объем работы был бы велик, пусть - надо было бы работать в быстром темпе, даже порой в режиме аврала, это бы как-то можно было терпеть. Но беда в том, что я не мог самостоятельно работать, любую «запятую» нужно было спрашивать у руководства. Я не мог работать по своему графику, я постоянно должен был согласовывать его с «начальственным», работать в унисон с ним. А начальство тоже было часто занято какими-то рабочими вопросами - планами статей, переговорами с рекламодателями, анализом посещаемости... И потом эти же люди мне предъявляли претензии: почему не выходят новости? Да, черт побери, они не выходят - потому что тот, с кем я согласовываю, занят.
Про новостную политику того сайта я просто промолчу, ибо не я ее определял, я лишь затрагиваю вопрос менеджмента, а точнее, тайм-менеджмента... Пока я вычитывал какую-то новость, меня могли в любую минуту «выдернуть» из процесса, велев поменять параметры отображения на сайте у какой-то уже выпущенной новости или исправить ошибку в ней. Иногда я работал над какой-то одной новостью, в этот момент меня срочно «выдергивали» на другую, третью, а потом удивлялись - почему не вышла первая. Когда я говорил, что первая не вышла потому, что я обрабатывал вторую и третью, начальство говорило мне: «Надо делать параллельно». Евклид, наверно, в гробу переворачивался от такой «геометрии»...
Когда невыпущенных новостей скапливалось уже неприличное количество, я стоял перед дилеммой: просмотреть их в беглом режиме и выпустить на сайт, прорвав, таким образом, «блокаду», или же тщательно вычитывать их и окончательно увязнуть. Когда я вечером поднимал вопрос о том, что у нас что-то идет не так, мне говорили: «Осинцев, мы теряем время».
И, кстати, о времени... Все бы это было ничего, если бы я работал, как белый человек, 8 часов в сутки. Но я работал не 8. Я работал примерно 15 часов в сутки в таком режиме. Я приходил на работу где-то в 8:40, а уходил - в 23:30. Да, дорогие мои, в половине двенадцатого ночи. Я порой запрыгивал на последний поезд метро и ехал домой. Но это еще не все. Иногда я даже ночью вычитывал материалы, чтобы они утром были подготовленными и выскакивали на новостной ленте с интервалом в 2-3 минуты, как леденцы Mentos из старой рекламы.
А еще у меня не было суббот, воскресений и праздников. Единственное, я имел возможность отдохнуть в воскресенье 3-4 часа.
Единственным плюсом той работы были деньги. Признаюсь, зарабатывал я неплохо - можно даже сказать, на уровне южной Европы. Благо, манат тогда был сильным. В те времена я в день зарабатывал больше, чем я же, но в 1997 году, за два месяца. Но я даже не мог эти деньги ни на что потратить - так и ходил с обшарпанной сумкой, в замызганной куртке, поникший и уставший, ибо не видел для себя никаких перспектив. А искать по городским рынкам и аутлетам одежду, мерить ее, выбирать лучшее, мне было просто лень.
Если у меня спросят, какой период моей жизни я назвал бы самым ужасным, однозначно скажу, что это были два года работы в той редакции...
Но потом мне неожиданно предложили работать в другом месте, и я согласился. Я стал получать почти в два раза меньше, но начал работать в человеческих условиях, уходить с работы в 6 часов вечера, у меня был законный воскресный день. Я стал читать книги, изучать иностранный язык, ковыряться в информационных технологиях, смотреть фильмы, выбираться за город, делать первые шаги в публицистике. И выглядеть я стал здоровее, жизнерадостнее, даже моя зубная врач оценила это.
А однажды примерно таким же, как сейчас, майским днем, в субботу, я поехал отдохнуть в один из регионов Азербайджана. Помнится, наша маршрутка остановилась на привал в придорожном «кармане», сразу за Шамахой. Вместе с другими пассажирами я вышел из маршрутки размяться. Я дышал чистым воздухом, наполненным ароматами вешних, цветущих трав. Стоянка находилась под кронами старых деревьев. Была легкая морось, капли барабанили по листьям, но несколько из них все же попали на меня. И мне, впервые за многие годы, просто стало хорошо на душе. Будто бы этот дождь смывал что-то грязное в моей жизни. Я почувствовал себя живущим без камня на сердце.
И таких счастливые мгновения, наверное, есть у каждого из нас. У кого-то - общение с родственниками, у кого-то - поездка на море, на природу, у кого-то - игра с домашним питомцем, у кого-то - общение с друзьями или любимым человеком, у кого-то - занятие хобби. И именно такие моменты остаются у нас в памяти, как радость нашего бытия на Земле.
Да, карьера, деньги - это, конечно, хорошо. Но давайте признаемся: мы ведь многое делаем в жизни не ради себя, а ради призрачной «оцененности» в глазах окружающих - нам хочется выглядеть успешными, состоятельными, самодостаточными, крутыми, хочется «порисоваться». Однако мы расплачиваемся за это самым дорогим - своим временем, коротким временем пребывания в этом мире. Да, поэт Заболоцкий сказал: «Не позволяй душе лениться». Но и не позволяйте душе загнуться, так как, если гоняться за призрачным внешним счастьем, ее легко загнать и попросту морально сломаться!
В последнее время в отечественных СМИ появились сообщения о самоубийствах юношей и девушек - старшеклассников или абитуриентов. Имеются веские предположения, что причиной, побудившей их наложить на себя руки, стали их неуспехи в образовании - провалились на экзаменах или набрали не так много баллов, как от них ожидали окружающие.
А стоило ли? Будем откровенны, разве только от образования зависит успех или неуспех в жизни, а особенно в нашем обществе, где огромную роль играли и играют нужные социальные связи? И уж тем более, от нарисованной ли оценки зависит ощущение счастья?
Что же некоторые родители отнимают у своих детей неповторимую радость юности, постоянно требуя от них высоких результатов?
У многих блогеров и журналистов в последнее время популярным стал импозантный и фриковатый русский бизнесмен Евгений Чичваркин, ныне проживающий в Лондоне и владеющий рестораном и алкогольным магазином. Он, человек, никогда не скрывавший своей натуры сибарита, высказал одну мудрую мысль: у человека должны быть не только долгосрочные мотиваторы (типа признание, имидж, продвижение по социальному лифту, вложения в детей), но и краткосрочные - просто получать здесь и сейчас удовольствие от жизни. Ничто так не заряжает, как посиделки в веселой компании, - признался беглый бизнесмен.
Так что, дорогие друзья! Помните - жизнь быстротечна. Стремитесь не только работать, но и отдыхать!