Бжезинский, США и Азербайджан: так формировался геополитический вектор Экскурс в историю с Теймуром Атаевым
В контексте эпохальных геополитических изменений, связанных со становлением Азербайджана неотъемлемой частью Консультативной встречи стран Центральной Азии (ЦА), ряд аналитиков вспомнили известное определение выдающегося американского эксперта XX–XXI вв. Збигнева Бжезинского — «Евразийские Балканы».

Напомним, что данное геополитическое понятие появилось в его знаменитом труде «Великая шахматная доска» (1997 год). Включив в «Евразийские Балканы» страны ЦА, Южного Кавказа и Афганистан, Бжезинский подчёркивал, что «первоочередным объектом противоборства» ведущих мировых акторов в этом пространстве является доступ к региону «с потенциально огромным богатством», поскольку в данной «головоломке» на карту поставлено «геополитическое могущество». В этом контексте он выделял «важный для будущего бассейна Каспийского моря вопрос о прокладке трубопровода», определяя ключевыми странами региона Казахстан, Узбекистан и Азербайджан, «имеющего ключевое значение с его огромными энергетическими ресурсами».
По его оценке, независимый Азербайджан, соединённый с рынками Запада нефтепроводами, превращается в крупную магистраль для доступа передовых и энергопотребляющих экономик к энергоресурсам стран Центральной Азии. Тогда же он акцентировал необходимость строительства нефтепровода из Баку в Джейхан (Турция), который «служил бы главным выходом к энергоресурсам бассейна Каспийского моря».
Без сомнений, с позиции сегодняшнего дня анализ Збигнева Бжезинского выглядит особенно значимым.
Однако Общенациональный лидер Гейдар Алиев ещё до выхода в свет этого бестселлера предпринимал серьёзнейшие шаги для укрепления независимости Азербайджана — и делал это в тяжелейших условиях, когда государственность страны находилась под прямой угрозой.

15 июня 1993 года, будучи избран председателем азербайджанского парламента, уже в августе того же года на встрече с представителями ведущих нефтяных компаний мира он озвучил ключевую мысль о том, что большинство этих корпораций «тесно связаны с представляемыми ими государственными кругами». По этой причине их деятельность в Азербайджане позволяет надеяться на дальнейшее улучшение отношения этих стран к нашему государству. Иными словами, Гейдар Алиев увязал подписание нефтяного соглашения с политической поддержкой Баку со стороны государств — участников будущего контракта.

А в 1994 году, во время церемонии подписания знаменитого «Контракта века», Общенациональный лидер, подчеркнув его выгодность «с экономической точки зрения для современности и будущности Азербайджана», добавил, что благодаря этому сотрудничеству страна займёт своё достойное место в мировом экономическом сообществе. В том же году Гейдар Алиев обозначил как стратегически важное прохождение нефтепровода через территорию Турции.
В данном контексте представляется важным сделать небольшой экскурс в сформировавшийся на рубеже XX–XXI веков уникальный формат особого взаимопонимания, основанного на взаимоуважении, между двумя выдающимися личностями — Гейдаром Алиевым и Збигневом Бжезинским. Именно эта «внутренняя аура», значительно выходившая за рамки чисто геополитической канвы, стала одним из определяющих факторов в поступательном развитии не только Азербайджана, но и стран Центральной Азии, а также Грузии.
Более того, она в значительной степени способствовала выстраиванию серьёзных, устойчивых отношений между Баку и Вашингтоном — что особенно ярко проявилось на фоне последних событий в стратегически важном пространстве Азербайджан — Центральная Азия.
Согласно воспоминаниям Бжезинского, его знакомство с Общенациональным лидером состоялось «в начале 1990-х годов», когда он впервые совершал поездку по региону в ранге спецэмиссара 42-го президента США Билла Клинтона для встречи с Гейдаром Алиевым.
В июле 1997 года, в преддверии визита Общенационального лидера в США, Бжезинский, называя Азербайджан «очень важной страной», а его главу — «видным лидером», подчеркнул, что Билл Клинтон «извлечёт пользу из бесед с Вами».

1 августа стороны подписали в Вашингтоне Совместное заявление, зафиксировавшее важность расширения партнёрства через укрепление двусторонних отношений в сфере политики, безопасности, экономики и торговли.
На следующий год Бжезинский отметил, что благодаря продуманной политике Гейдара Алиева можно говорить о прекрасном будущем Азербайджана, население которого имеет полное право смотреть вперёд с оптимизмом. По его словам, международные экономические связи, осуществляемые по инициативе и при лидерстве Гейдара Алиева, принесут азербайджанскому народу благополучие и процветание.
К слову, в том же 1998 году Баку, Тбилиси и Анкара определили основным экспортным нефтепроводом маршрут Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД).
На состоявшейся в начале 2000 года в Вашингтоне встрече с Бжезинским Общенациональный лидер, отметив, что восстановление мира и безопасности на Южном Кавказе неизбежно не только для народов региона, но и в целом для человечества, подчеркнул, что с этой точки зрения дальнейшее укрепление азербайджано-американского стратегического партнёрства является одним из важнейших вопросов дня, тем более что такой процесс выгоден обоим государствам.

В свою очередь, в конце 2000 года, во время встречи Гейдара Алиева с представителями Сената США, сын Збигнева Бжезинского — Ян — сообщил Общенациональному лидеру, что его отец «с большим воодушевлением говорил о Вас, об Азербайджане и об американо-азербайджанских отношениях».
В ответ Гейдар Алиев, назвав Бжезинского-старшего близким другом и человеком, которого он искренне уважает, охарактеризовал его как политика-реалиста. Он отметил, что по мере проведённых встреч всё больше убеждался в исключительном уме Збигнева Бжезинского и его справедливом, взвешенном подходе к мировой политике. По словам Общенационального лидера, Бжезинский всегда и всем доказывал, насколько важной и необходимой для США является Азербайджан в регионе.
Более того, во время своего пребывания в Азербайджане Бжезинский посетил проживавших в палаточных городках беженцев и впоследствии делился увиденным, а также информацией об оккупации азербайджанских земель там, где это было необходимо, включая различные круги США.
В ноябре 2003 года Збигнева Бжезинского принимал уже в ранге президента страны Ильхам Алиев, отметивший, что является свидетелем большой дружбы между ним и Гейдаром Алиевым. В унисон этому глава государства подчеркнул, что Азербайджан и дальше будет развиваться на основе принципов, определённых Общенациональным лидером. В ответ Бжезинский отметил глубокое впечатление, которое произвели на него масштабные изменения, произошедшие в стране за последние десять лет благодаря политике Гейдара Алиева.
После ухода из жизни Общенационального лидера в том же году Збигнев Бжезинский, выражая соболезнования его политическому преемнику, назвал Гейдара Алиева решительным и дальновидным человеком, обладавшим ясным умом. «Вы гордитесь им так же, как и он гордился Вами. Желаем Вам успехов в продолжении его дела», — подчеркнул он.
В 2010 году, назвав Гейдара Алиева основателем современного Азербайджана, Бжезинский охарактеризовал его как дальновидного руководителя, сумевшего в тяжёлые исторические моменты совершить стратегический шаг — выбрать маршрут Баку–Джейхан. По его словам, для Гейдара Алиева превыше всего стояли суверенитет государства и интересы народа. При этом Бжезинский отметил, что Азербайджан, являясь важным звеном региона, утвердил себя как успешно развивающееся государство.
Резюмировал особый формат взаимоотношений между двумя выдающимися личностями в 2017 году президент Ильхам Алиев. Выражая соболезнования вдове Збигнева Бжезинского по случаю его смерти, глава государства подчеркнул, что покойный был человеком, снискавшим высокий авторитет на международной арене и внесшим важный вклад в утверждение мира, безопасности и стабильности на планете. Он охарактеризовал Бжезинского как друга Азербайджана, отметив его неоценимые заслуги в развитии отношений и укреплении дружественных связей между Азербайджаном и США после обретения нашей страной независимости.
Наверное, всё вышесказанное говорит само за себя и не требует дополнительных комментариев — за исключением фиксации ключевого факта: фундамент нынешних успехов Азербайджана был заложен Общенациональным лидером.

Как подчеркнул летом 2025 года президент Ильхам Алиев, путь к реальной независимости Азербайджана фактически начался с подписания «Контракта века», изменившего всю геополитическую и геоэкономическую ситуацию в регионе. Это стало возможным благодаря дальновидности Гейдара Алиева, чётко осознававшего, что без широкого международного сотрудничества, особенно в энергетической сфере — тогда едва ли не единственной конкурентоспособной части нашей экономики, — страна не сможет не только преодолеть тяжелейшие трудности, но и обрести подлинную независимость.
Не имея выхода к открытым морям, Азербайджан благодаря масштабным инвестициям в транспортную инфраструктуру сегодня считается одним из ключевых транспортных узлов Евразии. Наши энергетические проекты также кардинально изменили энергетическую карту континента.
Как результат, по словам главы государства, постепенно, вместе с нашими партнёрами, были построены стратегические трубопроводы, соединяющие Каспийское море с Чёрным и Средиземным морями. Венцом этой работы стал Южный газовый коридор, простирающийся от азербайджанских шельфовых месторождений до Италии.
В этой связи отметим, что становление Азербайджана на нынешнем историческом этапе в качестве полноправного участника формата Консультативных встреч стран Центральной Азии формирует новые геополитические тренды на общем для нас ареале. Это — логичный итог всех шагов, предпринятых официальным Баку на протяжении последних десятилетий. Сегодня Азербайджан является мощнейшим логистическим хабом для Южного Кавказа и Центральной Азии, а Средний коридор, важным сегментом которого выступает «Маршрут Трампа», рассматривается ведущими аналитиками как значимый фактор, обеспечивающий предсказуемость и гибкость цепочек поставок между Азией и Европой.
Таким образом, гроссмейстерские ходы Гейдара Алиева, мгновенно просчитывавшего перспективы каждого шага с точки зрения защиты национальных интересов, стали базисом, который вывел нашу страну на нынешний уровень. Дальнейшее развитие было обеспечено уже президентом Ильхамом Алиевым. В этом ракурсе особенно ярко проявляется и уникальный формат межличностных отношений, переросших в крепкую дружбу, между двумя выдающимися личностями — Общенациональным лидером и Збигневом Бжезинским.







