twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Турецкая операция в Сирии: цели и прогнозы Расклад Михаила Шерешевского

24 Ноября 2022 09:51

В воскресенье Турция нанесла серию ударов по курдским формированиям на севере Сирии. В ходе этой атаки использовались боевые самолеты и беспилотники. Одновременно турецкие войска проводят операции против курдов на севере Ирака.

Сообщается, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган лично отдал приказ об ударах по Сирии и Ираку и о проведении военной операции на территории этих стран. Он сказал, что Турция имеет право самостоятельно решать проблемы на севере Сирии. Мировые и турецкие СМИ заговорили о подготовке новой крупной военной операции вооруженных сил Турции в северосирийском регионе. Но провести ее будет весьма непросто из-за противодействия США.

В истории с турецкими ударами по курдским районам американские леваки и леволибералы столкнулись с неразрешимым противоречием - настолько серьезным, что оно грозит привести к обострению их психических расстройств. С одной стороны, леваки в США поддерживают Рожаву - курдский автономный северосирийский регион. С другой стороны, они осуждают все, что связано с внешней политикой Америки, в особенности американскую военную экспансию. Но вот как вышло: американские войска в северной и восточной Сирии защищают Рожаву, до некоторой степени сдерживая Турцию. Что же делать? Американские военные – это, в данном случае - кто, хорошие парни или плохие? Бедные американские леваки! Они и без того нестабильны, а теперь оказались в сложном положении.

Ну да Бог с ними! Лучше зададимся вопросом, что же происходит в Cирии?

Рожава - курдский регион Сирии, который контролируется РПК (Рабочая партия Курдистана) и связанными с ней вооруженными формированиями. РПК ведет террористические операции в целях достижения независимости «турецкого Курдистана». В северной и восточной Сирии, где численно преобладают курды, РПК так же располагает большим влиянием. В этих регионах действуют Отряды народной самообороны (ОНС) - местное курдское ополчение, во главе которого стоят «кадро» - профессиональные партийные чиновники и военные РПК. Кроме того, существуют местные арабские племенные ополчения, вставшие на сторону ОНС, которые входят с ними в альянс СДС (Сирийские демократические силы).

РПК-ОНС-СДС хотели бы превратить север Сирии в сплошную военно-политическую структуру, противостоящую Турции - в 800-километровый укрепленный пояс вдоль всей турецко-сирийской границы. Турция, которая ведет войну с РПК, рассматривает подобные намерения как угрозу. Она давно атаковала бы район и полностью взяла бы его под контроль, если бы не военные США. Последние защищают курдов. Не все части Рожавы, но большую ее часть.



Зачем это американцам? Первоначально США опирались на курдские ополчения и РПК для борьбы с ИГИЛ. При посредничестве США были созданы и СДС - союз между курдскими отрядами и некоторыми арабскими племенными ополчениями. Этот альянс РПК-ОНС-СДС выполнял основную работу по борьбе с ИГИЛ на земле, в то время как авиация США и других стран анти-игиловской коалиции бомбила боевиков ИГИЛ. В итоге, после поражения «Исламского Государства», под контролем РПК-ОНС-СДС и американцев оказалось около четверти территории Сирии - все те районы, откуда игиловцы были выбиты коалицией, включая бывшую столицу ИГИЛ - Ракку. Кстати, это богатые нефтью районы. Опираясь на них, курдские силы получают дополнительные источники финансирования.

Сегодня ИГИЛ почти ликвидирован. Армия США в северной и восточной Сирии обеспечивает прикрытие курдских позиций, преследуя несколько целей. США боятся усиления Ирана - своего главного соперника на Ближнем Востоке. Иранские соединения и проиранские милиции активно поддерживают режим Асада в Дамаске, тесно связаны с руководством Сирии. Если силы Асада придут в Рожаву, то туда придут и противники США - иранцы. Кроме того, Соединенные Штаты опасаются усиления Турции - уж слишком независимым от Вашингтона стал курс Анкары. Если американцы уйдут из Сирии, Рожава и вся северная и северо-восточная Сирия будут поделены между Анкарой и Тегераном.

Для курдских структур в Сирии на официальном уровне важно сохранять отрицание связи с РПК, поскольку последняя официально признана в США террористической организацией. А почему США не могут снять террористический статус с РПК, с которой они давно сотрудничают? Чтобы не злить Турцию - важного партнера по НАТО.

Здесь открытая книга противоречий американской политики. США хотят дружить с Турцией, но не хотят слишком усиливать ее, опасаясь роста турецкого влияния в мире. Поэтому они удерживают Турцию от атаки на курдов и Рожаву. Американцы хотели бы нормализовать отношения с Ираном (заключив с ним ядерную сделку - снятие санкций в обмен на отказ от программы создания ядерного оружия), но они боятся усиления иранского режима за счет новых завоеваний. США хотят сохранять роль лидера мировой политики, а для этого приходится маневрировать. Не слишком позволять усиливаться союзнику - Турции, но и не слишком ее злить.

Легко сказать и трудно сделать! Не злить Турцию в подобной ситуации не получится. В ходе совместной борьбы с ИГИЛ, американцы накачали курдские формирования вооружениями стоимостью в сотни миллионов долларов, включая снайперские винтовки, противотанковые ракетные комплексы и другое оружие, которое используется РПК не только против остатков ИГИЛ, но и против турецкой армии. Кроме того, курдские военно-политические усилия направлены на создание пояса - бастиона на сирийско-турецкой границе. И наконец, в руках РПК и ее союзников оказалась сирийская нефть, что позволяет ей получать неплохую финансовую подпитку. Все вместе вызвало крайнее раздражение в Анкаре.

Парадоксально, но эта дешевая сырая нефть продается через цепочки посредников в контролируемые Турцией сирийские регионы. Оттуда, после переработки и очищения, она перепродается в Турцию. В свою очередь из Турции в Рожаву направляется поток турецких товаров. С учетом того, что в регионе давно имеет широкое хождение турецкая лира (турецкие управленцы специально перевели запасы лир в банки северной Сирии, в контролируемых Анкарой районах, вытесняя сирийскую национальную валюту, которая к тому же давно обесценилась), можно сказать, что северная Сирия, включая курдские районы, постепенно интегрируется в турецкую экономику. Громадная часть местного населения существует благодаря контрабандной торговле.

Такое положение дел приводит в бешенство Дамаск, поскольку единое экономическое пространство Сирии разрушается. Экономика давно работает на интеграцию северосирийских регионов и Турции в общее пространство, но военный и политический конфликт между Анкарой и РПК работает против подобной интеграции.

И конфликт сохраняется. Действия США, резко усилившие РПК, вызвали гнев Турции и, в свою очередь, способствовали выработке этой страной более независимой позиции. Сегодня она основана не на лояльности Вашингтону и НАТО, а на маневрировании между США и Россией. Кроме того, Турция усилила натиск на курдов.

В 2015 году Турция боролась с РПК на своей территории, а в 2016 году Анкара решила расширить войну на территорию Сирии, заявив, что ОНС являются частью РПК. Турция в последние несколько лет провела серию операций, последовательно занимая ряд районов северной Сирии - сначала Джараблус, Азаз и Баб - северосирийские города, затем турецкие войска и связанные с ними сирийские формирования вытеснили РПК-ОНС-СДС из курдского кантона Африн, а позднее заняли город и район Рас-аль-Айн (Серекание).

Турция требует 30-километровой зоны безопасности в глубину сирийской территории вдоль всей границы. Она не только хотела бы вытеснить силы РПК из указанного района, но и намерена переселить туда около миллиона сирийских беженцев (их присутствие в Турции вызывает негативную реакцию большинства турецких граждан). Анкара также хотела бы создать там нечто вроде альтернативного Дамаску сирийского государства под управлением враждебных Асаду и лояльных туркам сирийских вооруженных формирований, состоящих из арабов и туркменов.

Но сделать это весьма непросто. Большая часть Рожавы охраняется американскими войсками. Их немного, не более тысячи, но их присутствие важно. С другой стороны, курдские силы в некоторой степени сотрудничают с Россией и Дамаском и отдельные районы Рожавы патрулируют российские военные. Россия до сих пор не давала согласия на новую турецкую военную операцию в северной Сирии.

По указанным причинам Турция не может просто взять и ввести свои войска во все северные районы Сирии разом и решить проблему так, как ей бы хотелось. Приходится договариваться с американцами, Москвой, Тегераном и Дамаском.

Однако после 24 февраля, т.е. с момента обострения конфликта в Украине, складывается в целом благоприятная для Турции военно-политическая ситуация в мире и открывается окно возможностей для новых операций против РПК в северной Сирии. В воскресенье турецкие боевые самолеты и беспилотники нанесли серию ударов по курдам на севере Сирии. Мировые СМИ заговорили о возможном в самое ближайшее время ударе турецких войск по городу Таль-Рифат с целью вытеснения оттуда курдских формирований.

Дарин Халифа, аналитик по Сирии в Международной кризисной группе, в беседе с представителями агентства Рейтер сказал, что пока неясно, планирует ли Эрдоган операцию в Таль-Рифате или дальше на восток, но роль города ясна - он является базой для атак курдских военных на турецкие базы и протурецкие силы в Африне.

Турция сегодня располагает серьезными дипломатическими возможностями для проведения спецоперации в Таль-Рифат. Дело в том, что хотя западный блок будет недоволен подобными действиями, он вряд ли станет угрожать Анкаре серьезными ответными мерами. Ведь в настоящий момент США и Европа остро нуждаются в поддержке Турции - члена НАТО, чтобы обеспечить вступление Швеции и Финляндии в этот альянс. Да и вообще, американцы на фоне противостояния в Украине пытаются сплотить всех союзников. Они не могут себе позволить сегодня ссориться с Турцией.

Со своей стороны Россия, оказавшись под санкциями, рассматривает Турцию как надежную гавань для своей транзитной торговли и инвестиций, и, если верить изданию Уолл-стрит-джорнал, уже перевела в Турцию десятки миллиардов долларов. Она тоже не заинтересована в том, чтобы обострять конфликт с Анкарой. К тому же, Москва предложила курдам перейти под крыло союзного России режима Асада в обмен на военную защиту, а те не захотели это сделать.

Вероятность турецкой операции в северной Сирии сегодня велика. Однако, Ближний Восток непредсказуем. О возможности такой операции говорят уже несколько месяцев, но Турция пока ее не проводит, ограничившись воздушными и артиллерийскими ударами. Похоже, идет какой-то закулисный торг - переговоры между Вашингтоном, Анкарой и Москвой об очередных разделах территории Сирии. Однако на этот раз у Турции есть окно возможностей для дальнейшего продвижения вглубь Сирии с целью ликвидации исходящей оттуда угрозы собственной территории. 

Caliber.Az
Просмотров: 1144

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
youtube
Подписывайтесь на наш Youtube канал
Подписывайтесь на наш Youtube канал
Cамые читаемые
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading