Между землей и небом – война Год конфликта в Украине
Год назад случилось непоправимое неизбежное. Россия вторглась в Украину. Богатейшая страна лежит в руинах. Говорить о жертвах уже неловко. Они растут каждый день. Десятки тысяч погибших солдат с обеих сторон. Страдание и гибель мирных жителей. Это похоже на священное жертвоприношение. Но ради чего?
Русский мир?
Да. Это может нравиться или не нравиться, но мы так или иначе имеем дело со стремлением империи вернуть былое величие. Унизительное поражение в Холодной войне совершенно логичным образом породило в российском обществе комплекс неполноценности. Расчет Запада на то, что рост благосостояния смягчит боль потери не оправдался. Да и это было бы странно. Знаменитая пирамида Маслоу, которую штудирует вся западная элита в университетских стенах, ясно указывает, что, удовлетворив базовые потребности в еде, жилье и товарищах, человек стремится к уважению со стороны окружающих. Российские элиты в силу ряда причин не смогли вывести имперскую конкуренцию в область мягкой силы - экономики, инновационных технологий, культуры. Удержать рядом с собой Украину словом не получилось (да и вряд ли пытались), значит придется делать это силой. Такова логика империй. Да, архаичная, но логика.
Эта логика не отменяет сам факт агрессии по отношению к суверенному государству и право этого государства на вооруженное сопротивление агрессору.
Украина – это?
С другой стороны, война – это также и выбор Украины. Нет, не вынужденные обстоятельства, а именно осознанный выбор. Украина после поражения в войне 2014 г. пошла на подписание Минских соглашений, которые предусматривали создание автономий на Донбассе и в Луганской области при сохранении территориальной целостности. Украина пошла на очень смелый шаг, отказавшись выполнять Минские соглашения (сравните с Азербайджаном, который до осени 2020 года был готов предоставить максимальную степень автономии армянам Карабаха. То есть Азербайджан хотел сохранить жизни своих солдат ценой нелегкого компромисса). Никто в украинской власти не был наивен настолько, чтобы не понимать – война не за горами. Это выбор суверенного государства и у этого выбора есть серьезные причины.
Нужно понимать, что война против внешней агрессии помогает отлить новую украинскую нацию-государство. В то время как, оставшись формально целостной, но с пророссийски настроенными автономиями Украина продолжала бы оставаться идейно разрозненным политическим образованием. Именно это стремление стать единой нацией и определило выбор войны.
Второй фактор, накрепко связанный с первым: стремление доказать, что Украина — это Европа. Здесь тоже без всякой иронии. Перед элитами Украины стоял вопрос ментальной идентификации и решение этого вопроса лежало через войну (если опять же сравнивать с нашей страной, то у Азербайджана вопрос самоидентификации и соответствующее ожидание третьих стран никак не влияли на наш выбор – освобождение оккупированных территорий.)
Украинцы всячески хотели продемонстрировать, что они не «задворки» Европы, а важнейшая ее часть, стоящая щитом на пути экспансии восточной империи. Для доказательства этого тезиса нужно было ничто иное, как с этой империей повоевать. В принципе, украинцы с задачей справляются. И с империей успешно воюют и нацию куют. В каком- то смысле они уже победили. Героическое сопротивление в течение года превосходящему по силе противнику – это уже моральная победа над ним.
Сегодня в мире
Тем временем все державы (глобальные и поменьше) накачивают мускулы. Китай мудро выжидает, очевидно не желая как скорой и полной победы России, так и ее разгрома, одновременно плотоядно прищуриваясь на мятежный Тайвань. Наказанные демилитаризацией Германия и Япония получили отмашку Штатов на новое наращивание военной мощи. У Франции защемило в области диафрагмы – ведь с таким ходом событий Эльзас и Лотарингия, если не завтра, то очень скоро могут превратиться в немецкий Крым. Самим американцам кажется не очень уютно. Сегодня, ради сдерживания Китая, да и той же России с востока, они вынуждены позволить японцам вооружиться, но где гарантия, что завтра над Сан-Франциско или Гонолулу не прозвучит «Тора, Тора, Тора»? Гарантий нет.
Мир гарантий закончился. Говорят, что над человечеством снова нависла угроза ядерной войны. Но разве это самая главная угроза? Разве человек не научился массово уничтожать себе подобных без всякого атома? Иногда кажется, что ядерное оружие - это такой медийный вброс, жупел, оправдывающий тот ужас, что происходит здесь и сейчас. Разве ядерное оружие устроило Холокост и геноцид в Руанде? Или истребление миллионов китайцев японской императорской армией? У всех на слуху показательное наказание Японии атомом, но мало кто вспомнит, что количество жертв от обычных бомбардировок Токио лишь на порядок меньше жертв Хиросимы и Нагасаки. Зачем бояться атомной бомбы, если ад уже давно наступил и не раз?
Новый мир — это мир мобилизации. Не только военной, но и мысленной, духовной. А значит, нужно меньше бояться и больше думать. Хотя, часто, чтобы начать думать, нужно хорошенько испугаться.