Под дырявой крышей МККК Справедливость – ничто, армянофилия – все
30 августа - Международный день пропавших без вести, день печали и скорби для немалого количества азербайджанских семей. Наша страна до сих пор не может получить от Армении конкретных данных о судьбе 3800 пропавших без вести в годы Первой Карабахской войны азербайджанцев. А значит, десятки тысяч членов их семей живут с болью незнания судьбы своих близких. Невозможно описать словами эмоциональное истощение, жизнь в постоянной неопределенности на протяжении десятилетий.
Но признаваться в своих преступлениях армянская сторона не считает нужным. И это объяснимо: наши «древние» соседи очень любят слово «геноцид» и пришлепывают его куда ни попадя: армян, как они утверждают, кому ни лень, обижают, гнобят и учиняют им геноцид. А вот в случае реальных доказательств сотворенных самими армянами преступлений, вполне соответствующих понятию «геноцид», то тут все армянская рать готова прятаться в кустах, дабы избежать ответственности. А помогает им в этом организация, объективность и гуманизм которой вроде как бы должны быть бесспорны, более того, указаны залогом ее деятельности, и это Международный комитет Красного Креста (МККК). Где, как всегда считалось, каждый сотрудник – рыцарь без страха и упрека.
Однако у Азербайджана с каждым днем появляется все больше поводов усомниться в гуманизме этой организации, объективности и честности ее рыцарей. Сегодня, например, стало известно, что уполномоченный по правам человека (омбудсмен) Азербайджанской Республики Сабина Алиева подготовила отчет об азербайджанцах, пропавших без вести во время Первой карабахской войны, и 30 августа – в Международный день пропавших без вести направила его в соответствующие международные организации. В отчете отмечается такой серьезный факт: по сведениям, представленным МККК, в 1998-2001 годах в армянском плену содержались 54 азербайджанца и все они были тогда живы. Красный Крест также сообщил Баку, что его сотрудники посетили 54 пленных граждан Азербайджана в местах их содержания в Республике Армения и на оккупированной тогда этой страной территории Карабаха, и они были официально зарегистрированы этой организацией.
Вроде все предельно ясно, но последующие строки отчета, мягко говоря, шокируют: «Но и эти 54 человека, которые, как подтверждалось, были живы, впоследствии были убиты. Тела только 17 из них были возвращены, хотя и было заявлено, что 33 человека, 6 из которых женщины, умерли в местах их содержания, их тела возращены не были, информации о дальнейшей судьбе 4 человек вообще предоставлено не было. Это серьезное нарушение прав человека».
Данные МККК - фактически документальное свидетельство того, что азербайджанцы гибли в армянском плену из-за нечеловечески жестокого обращения. При этом организация не дает ответ на главный вопрос - что произошло в армянских застенках во время их посещения сотрудниками Красного Креста? Почему они вдруг перестали отслеживать судьбы пленных и заложников, мониторить условия их содержания, бросив несчастных на произвол армянских варваров? Может, если бы Красный Крест ответственно относился к своим обязанностям, то пленные азербайджанцы остались бы живы? Но МККК молчит по сей день, хотя не исключено, что располагает определенной информацией о судьбе азербайджанцев, но она столь ужасна, что Красный Крест не решается представить ее общественности.
И в последние месяцы Азербайджан имел возможность получить новые подтверждения того, что представители МККК гораздо больше радеют об армянах, причем нередко самых отпетых бандитах, чем об оказавшихся в самых тяжелых тюремных условиях захваченных в плен азербайджанцах. Более того, этот же Красный Крест не только оказывает сепаратистам помощь, но становится соучастником их противоправных действий. Азербайджанские пограничники, в частности, выявили в последнее время несколько случаев, когда МККК предоставлял сепаратистам свои машины с краснокрестной символикой для провоза банальной контрабанды – сигарет, телефонов и т.д.
А недавно умилительную заботу МККК проявил по отношению к преступнику Хачатряну. Чего стоит история сентиментальной переписки дочери Хачатуряна с отцом, к обнародованию которой в прессе приложили руки представители МККК. В общем, потрясенная арестом отца дочь очень беспокоится о его здоровье и условиях в тюрьме, на что он «мужественно» отвечает, что, мол, не переживай, «я еще вернусь». За такой трогательный гуманизм впору и похвалить МККК, кабы не знать, что Вагиф Хачатрян не какой-то там рядовой армянский сепаратист, а человек, в годы Первой Карабахской войны подвергавший страшным пыткам азербайджанских пленных, убивавший ни в чем не повинных жителей села Мешали. Пытал и явно не подозревал, что когда-нибудь ему придется отвечать за содеянное.
Но если Красный Крест, чье кредо состоит в том, чтобы стоять выше всех симпатий и предпочтений, выражает такую явную благосклонность к армянскому преступнику Хачатуряну, то почему так безнадежно забыты 54 азербайджанских военнопленных в армянских казематах? Почему не занимаются судьбой 3800 пропавших без вести азербайджанцев? Откуда столь бессердечная избирательность? А может, МККК вообще считает, что эта структура выше того, чтобы отчитываться за свои огрехи, если не сказать преступную халатность во многих аспектах своей работы? И слово «преступную» здесь справедливо и уместно.
Нам есть за что спрашивать: на заре своей независимости и государственности в 90-е годы Азербайджан еще испытывал определенное доверие к МККК, надеясь на его помощь в проблеме с беженцами, пленными, заложниками, и искренне полагаясь на его авторитет и международную репутацию. И никак не ожидал столкнуться с двойными стандартами этой глобальной гуманитарно-благотворительной организации.
Но теперь все налицо: и антитюркский шовинизм, и потакание армянским провокациям, и полное равнодушие к пострадавшим в войнах азербайджанцам. Убедившись во всем этом, Баку вправе поступить самым кардинальным образом – полностью запретить деятельность МККК на своей территории и даже поднять на международных площадках тему неоправданного доверия к этой организации.
Это, конечно, пока мысли вслух, но руководство МККК, пока не поздно, следует перечитать свой устав и пересмотреть свои приоритеты.