Дипломатические успехи Китая и ослабление Запада Обзор Артема Кирпиченка
На этой неделе Баку посетила делегация Академии военных наук Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Их встреча с азербайджанскими военными проходила в Национальном университете обороны Азербайджана. Здесь гостям был представлен брифинг об истории и основных направлениях деятельности данного учебного заведения, а глава делегации оставил запись в Книге почета университета. Также делегация НОАК посетила Центр иностранных языков Института военного управления, где среди прочих вопросов были обсуждены возможности применения современных технологий в учебном процессе и аспекты преподавания китайского языка военнослужащим армии Азербайджана. Вообще тема военного образования играла важную роль на встрече. Стороны высоко оценили успешное участие азербайджанских военных на курсах, организованных в Китайской Народной Республике.
Некоторые эксперты рассматривают этот эпизод как часть долговременной политики Китая по усилению сотрудничества в Центральной Азии, на Южном Кавказе и Ближнем Востоке, основанного на принципе «Один пояс, один путь». Его задача — прокладка стратегического коридора через Азию. Первым звеном этой цепи стал Пакистан, стратегический союз которого с Пекином насчитывает уже несколько десятилетий. В марте 2021 года Китай подписал договор с Ираном о всестороннем сотрудничестве, в рамках которого Тегеран присоединился к программе «Один пояс, один путь». В сентябре 2022 года Китай стал первой сверхдержавой, назначившей своего посла в Афганистане и тем самым заполнившей вакуум, образовавшийся там после бегства США и прихода к власти талибов. Но куда более важным стал прорыв Китая на переговорах с Саудовской Аравией. В 2023 году в результате действий китайских дипломатов Эр-Рияд присоединился к Шанхайской организации сотрудничества. В том же году при посредничестве Пекина состоялись ирано-саудовские переговоры, в рамках которых два основных противника в регионе Персидского залива — Саудовская Аравия и Иран — пришли к замирению.
Ирак, еще одна энергетическая держава, опирается на Китай в вопросах модернизации социальной инфраструктуры. При помощи китайцев в Багдаде хотят построить 7000 школ и 90 тыс. жилых домов в квартале Садр-Сити иракской столицы. Поступательно развиваются и китайско-турецкие связи. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган после последнего саммита НАТО в Вашингтоне также выразил намерение вступить в ШОС. Между Пекином и Анкарой растет торговый оборот, в турецких городах открываются китайские языковые центры. Таким образом, Китай притягивает к себе двух важнейших союзников США – Турцию со второй по величине армией НАТО и Саудовскую Аравию с ее огромными финансовыми и энергетическими ресурсами.
На этой неделе Пекин сказал свое слово и по вопросу, который до последнего времени считался исключительной прерогативой западных стран. В столице Китая делегации различных палестинских партий подписали «Пекинскую декларацию о национальном единстве», что дало толчок к совместному участию различных палестинских группировок в управлении Западным берегом и Газой. Многие уже сравнили это соглашение с договором между Ираном и Саудовской Аравией, также подписанном при китайском посредничестве.
Здесь следует снова отметить особую роль Азербайджана, который связан тесными политическими, военными и культурными связями с Анкарой. На июльском саммите ШОС Пекин и Баку подписали декларацию об углублении стратегического взаимодействия. Таким образом, Азербайджан в политическом плане и географически выступает транспортным мостом, по которому должны пойти товары с востока на запад.
По последним данным, с января по октябрь 2023 года торговый оборот между двумя странами вырос до 2,57 миллиарда долларов США, что на 47,5% превышает показатели того же периода 2022 года. По мнению экспертов, объем прямых китайских инвестиций в Азербайджан до 2025 года может перевалить за миллиард долларов. Через Баку Пекин также получает доступ и к энергетическим ресурсам Кавказа и Средиземного моря.
Дипломатические успехи Китая связаны с ослаблением и уходом других внешних игроков, бывших некогда очень активными в Центральной Азии, на Южном Кавказе и Ближнем Востоке. Россия занята войной на востоке Украины. Европейский союз утратил свою субъектность и не может решить серьезные экономические проблемы. Внимание США сосредоточено на востоке Европы, а американскую верхушку раздирают внутренние дрязги. Кроме того, политика Вашингтона на Ближнем Востоке утратила гибкость.
В этой ситуации Пекин завладел инициативой в важнейших регионах мира и, по всей видимости, будет удерживать ее в ближайшие годы.