«Иран получает на северной границе альянс Азербайджана, Турции и Израиля» Экспертные мнения на Caliber.Az
Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов в конце марта совершит визит в Израиль, в ходе которого примет участие в открытии азербайджанского посольства в Тель-Авиве. Как сообщает израильский новостной портал Ynet, визит состоится 29 марта. Байрамов проведет переговоры со своим коллегой Эли Коэном, президентом Ицхаком Герцогом и премьер-министром Биньямином Нетаньяху, отмечает издание.
Напомним, 18 ноября Милли Меджлис Азербайджана рассмотрел и принял законопроект об открытии посольства страны в Израиле.
Власти Израиля приветствовали это решение, подчеркнув, что Азербайджанская Республика является важным партнером еврейского государства и домом для одной из крупнейших еврейских общин в мусульманском мире, а решение об открытии посольства отражает глубину отношений между странами.
Назначенный посол Азербайджана в Израиле Мухтар Мамедов уже прибыл в Тель-Авив и вручил копии своих верительных грамот в МИДе. До этого, в декабре прошлого года, Израиль посетил замминистра иностранных дел Азербайджана Фариз Рзаев для выбора здания посольства.
Стоит отметить, что Израиль одним из первых, 25 декабря 1991 года, признал независимость Азербайджана, установил с ним дипотношения в 1992 году и открыл свое посольство в Баку в 1993 году.
Между Азербайджаном и Израилем налажено активное сотрудничество по самым разным направлениям. Летом 2021 года в Тель-Авиве состоялось открытие Торгового и Туристического представительств Азербайджанской Республики в Израиле.
Израиль является одним из основных поставщиков вооружений Азербайджану, в свою очередь Баку выступает одним из центральных поставщиков нефти Израилю. Кроме того, страны взаимодействуют в вопросах технологий, сельского хозяйства, возобновляемых источников энергии.
Каково значение предстоящего события для каждого из двух государств, и в целом для региона? И что это означает для Ирана, который, как известно, продолжает мнить себя державой по сравнению с соседями?
На эти и другие вопросы Caliber.Аz ответили иностранные эксперты.
Президент украинского Центра глобалистики «Стратегия ХХІ», главный редактор журнала «Черноморская безопасность» Михаил Гончар отметил, что открытие посольства Азербайджана в Израиле, прежде всего, знаковый момент не столько для Израиля, сколько для Баку.
«Хотя между обеими странами давно установились прочные отношения в энергетической и военно-технической областях, а также в чувствительной сфере разведывательной деятельности, длительное время Баку воздерживался от назначения полномочного посла и открытия посольства. Это диктовалось как желанием не обострить и без того сложные отношения с Ираном, так и учетом определенных проблем, возникших в отношениях Турции с Израилем, где балансирующая позиция Баку все же была более близкой Анкаре, чем Тель-Авиву», - считает эксперт.
Сейчас геополитическая ситуация на Южном Кавказе претерпевает динамические изменения, отметил Гончар.
«Иран вошел в неформальную глобальную «коалицию зла» – Россия, Беларусь, Китай, Северная Корея, активизировал с российской помощью свою программу создания ядерного оружия, содействует России в ее агрессии против Украины. Тегеран вместе с Москвой мыслят о новом-старом разделе сфер влияния на Южном Кавказе и в Центральной Азии, цель которого – ограничить западное и турецкое присутствие в указанных регионах», - рассказал он.
По словам главы центра, вероятно, в Баку осознали на фоне событий последних месяцев (нападение на посольство АР в Тегеране, военные учения вблизи границы с Азербайджаном, обструкция Ирана Зангезурскому коридору), что пришло время дипломатически усилить геополитическую позицию государства.
«Баку при этом действует по принципу китайской стратагемы «дружить с дальним, чтобы воевать с ближним». Фактически, Иран получает на своей северной границе неформальный альянс троих – Азербайджана, Турции и Израиля.
Очевидно, что открытие посольства Азербайджана в Израиле расширит уже существующие контакты между обеими странами. Предполагаю, что обе стороны интенсифицируют сотрудничество по противодействию иранскому экспансионизму в регионе, сдерживанию его возможностей в создании ядерного оружия и средств доставки, а также в содействии антиклерикальной оппозиции в ИРИ», - добавил М.Гончар.
«Это, конечно, событие исторического значения, - заявил в свою очередь специалист по Кавказу, исламскому миру и Ближнему Востоку, председатель Института Восточного партнерства (Иерусалим) Авраам Шмулевич. – Дипотношения между нашими странами были установлены еще на заре восстановления Азербайджанской Республикой государственной независимости. И в течение всех последующих лет, что даже редкость в международной практике, отношения между Израилем и Азербайджаном развивались только на позитиве. Нельзя вспомнить ни одного даже несущественного дипломатического кризиса, который был бы между нашими странами, какого-то недопонимания, и т.д.».
По словам специалиста, это сотрудничество имеет очень большое значение и для обеспечения нацбезопасности двух стран – Израиль получает углеводороды из Азербайджана. А по косвенным признакам можно судить (официально об этом не говорилось), что после начала агрессии против Украины Израиль заменил поставки российской нефти азербайджанской.
«Ну, а Азербайджан получает из Израиля оружие, технологии. Кроме того, есть очень значимое для обеих стран сотрудничество в области сельского хозяйства, связи, практически во всех отраслях экономики. То есть, это не какое-то случайное сотрудничество. Это действительно прочные дружественные взаимовыгодные отношения, которые формировались на протяжении десятилетий», - отметил он.
Но при этом посольство Азербайджана в Израиле так и не было открыто, что конечно сильно вредило азербайджанским интересам – потому что главная задача диппредставительства состоит в том, чтобы доносить до правительства и общественности страны пребывания позицию своего государства, подчеркнул Шмулевич.
«В Израиле было только несколько общественных организаций, состоявших из евреев-выходцев из Азербайджана, и, конечно, они не могли и в десятой доле заменить ту работу, которую ведет дипмиссия. А кроме того, армянское лобби очень сильно в Израиле. Здесь есть армянская община, а главное, действует и Армянская патриархия, которая является мощным институтом мировой армянской диаспоры. Она обладает колоссальными средствами, влиянием на другие христианские общины, на израильские политические круги. То есть, точка зрения Армении всегда звучала в Израиле намного более громко, чем голос Азербайджана. И открытие посольства во многом поможет, я надеюсь, Азербайджану исправить такую ситуацию.
И что касается позиции Ирана по этому вопросу, видимо, в Баку решили, что опасаться этого не только бесполезно, но и контрпродуктивно – что Азербайджан должен проводить свою внешнюю политику без оглядки на то, понравится она кому-то или нет. Это совершенно правильная политика», - заключил израильский эксперт.