«Курс на НАТО губителен для Грузии» Caliber.Az из Тбилиси
Интервью Caliber.Az с кандидатом политических наук, политологом, руководителем Института Евразии (Грузия) Гулбаатом Рцхиладзе.
- Как вы оцениваете внешнеполитический курс грузинского правительства?
- Внешнеполитический курс «Грузинской мечты» достаточно противоречив, однако в свете украинских событий, а также ситуации, возникшей в связи с ними во всем Черноморском регионе, этот курс можно оценить как достаточно прагматичный и осторожный. В корректировке, качественном улучшении он, конечно, нуждается, но тем не менее...
- У Грузии имеются проблемы с территориальной целостностью. Предпринимает ли что-либо грузинское руководство для возвращения оккупированных территорий?
- У нас был этнический конфликт с Россией, ставший поводом для военных действий в Грузии. Абхазия и Южная Осетия - это сейчас неконтролируемые нами территории. Однако это, безусловно, грузинское правовое поле - данные земли юридически и исторически принадлежит Грузии. Мы должны реинтегрировать их и восстанавливать территориальную целостность страны, единство народов – грузин, абхазов, осетин. Но делать это не силовым путем, а постепенно, шаг за шагом восстанавливая доверие между нашими кавказскими народами. Это возможно при посредничестве и доброй воле России. Москва неоднократно сигнализировала о наличии такой доброй воли. Да, это будет сложный процесс, но мирный, который приведет нас к такому знаменателю, который будет приемлем для всех сторон.
- Как вы полагаете, Грузия нуждается в членстве в НАТО?
- Курс на НАТО губителен для Грузии. Решение Шеварднадзе о том, что страна начнет стучаться в двери альянса, было неправильным - мы тем самым бросили вызов России, а взамен ничего не получили от Запада. То есть Грузия стала раздражителем на Южном Кавказе, что привело к разладу в отношениях с Москвой, который нарастал и в итоге вылился в войну 2008 года. От разрыва отношений с Москвой Грузия потеряла и теряет очень много в политическом плане, ведь страна является узлом для всего Южного Кавказа - Армения с Россией, Азербайджан с Турцией и Черноморским регионом связываются именно через грузинскую территорию. Грузия - важная транзитная страна в масштабах Кавказа и всего Шелкового пути.
Но Тбилиси очень неумело использует свои козыри, и это связано именно с тем, что наша страна в одностороннем порядке отказалась от всякого рода сотрудничества с Россией. Да, возможно, есть обиды из-за того, что Москва помогает Осетии и Абхазии, но это большая политика и надо исходить из реалий, а не пожеланий и умозаключений. В такой ситуации Грузия не должна вредить самой себе, должна исходить из собственных интересов. И она это может. Ведь когда США начали давить на наше правительство, оно сразу ощетинилось перед американцами. Я имею в виду, что нужно сбалансированно подходить к любой международной проблеме.
- Глава южноосетинских сепаратистов Гаглоев заморозил «референдум» об объединении с РФ. Как вы считаете, это Москва таким образом оказывает давление на внешнюю политику Тбилиси?
- «Независимость» Южной Осетии - очень условное понятие, она не может существовать отстраненно, почти полностью определяется Россией. То же и с Абхазией. Но для Кремля это субъект международного права, РФ отправляет туда послов.
Скорее всего, решение Гаглоева действительно связано с Москвой, которая в лице дипломата Григория Карасина и спецпредставителя Грузии по отношениям с РФ Зураба Абашидзе заявила, что не заинтересована в этом «референдуме» и поддерживать его не будет. В итоге так и вышло.
Иными словами, Москва четко обозначила грань - в Цхинвали это осознали и приняли соответствующие решение.
-Ваша оценка формата сотрудничества Азербайджан-Турция-Грузия?
- Это прекрасное сотрудничество, если оно не будет направлено против третьей стороны. При этом формат должен включать не только Азербайджан, Турцию и Грузию, но также и Россию, Армению, Иран. В нем уже приняли участие все, кроме Грузии.
- Вы, как я поняла, имеете в виду формат «3+3»?
- Да, я считаю, что внешнеполитический курс Грузии должен поменяться и в этом направлении, чтобы наша страна стала полноценным участником этого формата.
Наш бывший глава МИД был против такого союза, но сейчас он ушел и наше правительство стало более сплоченным. Надеюсь, что со временем придет понимание, что Тбилиси должен участвовать в формате «3+3».
- Как вы оцениваете нынешний уровень азербайджано-грузинских отношений?
- Как бы ни сложились азербайджано-армянские отношения, Тбилиси будет незаменим для Баку и Еревана. И наоборот, для Грузии Азербайджан также незаменим, он очень ценный и надежный партнер. Между нашими странами имеются некоторые серьезные проблемы, но они решаются мирно, путем переговоров.
- Как относитесь к возможности мира между Азербайджаном и Арменией?
- Грузия будет приветствовать уже сам факт примирения Баку и Еревана, ведь в нашей стране проживают представители обоих народов, причем достаточно мирно. Наши граждане должны жить в мире вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности, что, в свою очередь, укрепит стабильность в нашем регионе.
Мир между Баку и Ереваном возможен. Азербайджан действительно был дискриминирован, очень долго терпел, но вопрос никак не решался. В конце концов его терпение просто лопнуло, и президент Алиев, начав операцию по освобождению оккупированных территорий Карабаха, это обосновал. Он не сказал, что Баку хочет кровопролития и ненавидит армян, он лишь заявил о несостоятельности переговорного процесса. Азербайджанский президент обладал полным легитимным правом сделать это. Люди не зря гибли за свою родину, так как был достигнут результат.