«Москва не допустит второй анти-России в Армении» Дарья Гревцова на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с российским политологом, заместителем директора Института политических исследований Дарьей Гревцовой.
— Как бы вы расценили последние жесткие месседжи главы МИД РФ Сергея Лаврова в адрес Еревана, озвученные им в интервью газете «Известия»?
— Да, действительно Сергей Лавров жестко раскритиковал политику армянского руководства, назвав ее недружественной. Москва насторожена желанием Еревана заменить российскую военную базу в Гюмри на базы НАТО, что указывает на то, что может повториться украинский сценарий. А России не хотелось бы такой судьбы для Армении. Хочется надеяться, что в Армении сделают соответствующие выводы.
— Тем не менее, процесс запущен. В какой перспективе он может завершиться?
— Вывод российских пограничников из Армении в обозримом будущем вполне возможен. Вопрос вывода российской военной базы в Гюмри тоже стоит на внутренней повестке Еревана и, вероятно, обсуждается с западными партнерами, с ЕС и США. Несомненно, Запад хотел бы заменить военную базу в Гюмри на свои и выгнать Россию из региона, заняв ее место. Тем более, что Никол Пашинян не против всего этого. Но юридически он не может закрыть эту базу, игнорируя подписанные с РФ договоры.
С другой стороны, при желании и тактике мелких шагов он все же может спровоцировать вывод российской базы из Гюмри через протестные акции. В этом случае не исключено, что российская военная база может быть выведена раньше намеченных сроков его пребывания в Армении.
— Что удерживает Ереван от принятия решения о выходе из ОДКБ?
— У Еревана дилемма: уйти или остаться в ОДКБ? Думаю, в принятии решения в этом вопросе многое будет зависеть от западных партнеров Армении. Могу предположить, что для Запада важно, чтобы Ереван остался в ОДКБ, поскольку в этом случае Армения сможет чинить препятствия в работе организации своими бойкотами либо другими непродуктивными действиями. Кроме этого, Ереван, находясь в ОДКБ, может инструктировать своих западных партнеров о происходящих процессах внутри организации, шпионить. Москва это тоже понимает. Пока что Пашинян объявил о заморозке деятельности Армении в ОДКБ, и уже его дальнейшие действия будут характеризовать то, что нужно западным партнерам — шпионаж или выход из ОДКБ.
— Готовит ли Москва какие-то практические шаги, чтобы предотвратить отхождение Армении на Запад?
— Это самый сложный вопрос. Полагаю, основной задачей Москвы на данном этапе является не допустить второй анти-России в Армении. Но выдвинуть пророссийского ставленника в Армении вместо Пашиняна для Москвы — вопрос сложный.
С другой стороны, Россия пока не реагирует активно на заявления Пашиняна и его прозападные «телодвижения», поскольку в Армении есть пророссийски настроенные силы, а в России проживает большая армянская община. Тем не менее своим бездействием Москва ничего не решает, что позволяет Пашиняну двигаться в сторону Запада. В этой связи, как мне кажется, реакция России должна быть более решительной.
— Что думаете о перспективах заключения мирного договора между Баку и Ереваном?
— Подписание всеобъемлющего договора между Баку и Ереваном откладывается, поскольку в регион пытаются проникнуть посредники, которые своими действиями только мешают заключению мира. Как раз по этому поводу президент Ильхам Алиев совершенно справедливо отмечал, что этим вопросом должны заниматься непосредственно соседи, а Армения и Азербайджан должны сесть за стол переговоров и договориться. А сейчас мы наблюдаем за тем, как в процесс вмешиваются Франция и США, чтобы однозначно продвинуть свои интересы на Южном Кавказе. Но в Ереване, похоже, этого не понимают.
— Какими видите дальнейшие армяно-российские отношения?
— Российско-армянские отношения, скорее всего, будут ухудшаться, поскольку рано или поздно России придется реагировать на откровенно враждебную политику Армении. Москве важно выработать решение, которое не привело бы к украинскому сценарию в Армении.