«На Ближнем Востоке идет большая драка за гегемонию в регионе» Сатановский и Бородкин об ударах по хуситам
Этой ночью международная коалиция нанесла массированные удары по объектам группировки хуситов в Йемене. Взрывы зафиксированы в столице страны Сане и ряде других городов. Президент США Байден сообщил, что атаку поддержала коалиция при участии Великобритании, которая непосредственно нанесла удары, а также Австралии, Бахрейна, Канады и Нидерландов. Он назвал эти удары оборонительными и прямым ответом на нападения хуситов на танкеры в Красном море.
Как будет разворачиваться ситуация дальше? Вмешается ли Иран? Следует ли ожидать большой войны на Ближнем Востоке? С этими вопросами редакция Caliber.Az обратилась к зарубежным политологам.
Как полагает израильский журналист, исследователь-иранист Михаэль Бородкин, вполне очевидно, что США и их партнеры по коалиции решили усилить давление на хуситов и заставить их прекратить заниматься пиратством и запускать ракеты и беспилотники в сторону Израиля. Но опыт показывает, что остановить хуситов только ударами с воздуха невозможно — Саудовская Аравия и ее союзники с 2015 года пытались это сделать, но тщетно.
«Поэтому, скорее всего, ночной удар не возымеет сдерживающего эффекта, и потребуются как минимум рейды спецназа для уничтожения запасов ракет и беспилотников, ликвидации ракетчиков и т.д. Пойдет ли на это коалиция или ограничится серией ударов с воздуха, пока неясно», - подчеркнул политолог.
По его словам, тот же вопрос сейчас задают себе в Иране. Ведь с самого начала действия хуситов в Красном море и обстрелы Израиля должны были, помимо прочего, проверить решимость США пресекать подобные провокации. Иран, по предположению политолога, проверял, как далеко готовы зайти американцы и сколь долго они готовы терпеть.
«Если последуют новые удары и наземная операция, то иранцы, скорее всего, не рискнут вступать в прямое противостояние с американскими войсками. Вообще стоит учесть, что в операции участвует только одна арабская страна - Бахрейн, остальные вряд ли примкнут к боевым действиям, чтобы не провоцировать общественное мнение в арабском мире, которое сочувственно относится к хуситам из-за того, что они стали ассоциироваться с поддержкой палестинских арабов. То же самое касается Израиля - я не вижу сценария, при котором израильские войска примкнут к американской коалиции в ближайшее время», - уверен израильский политолог.
По мнению же президента российского Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, идет большая война за гегемонию, где на одной чаше весов стоит Иран и его союзники, на другой - Запад и Израиль.
«Закончится ли это ударом по Ирану или по Израилю, пока сказать сложно. Однако, стоит понимать, что хуситы – горные и пустынные племена Северного Йемена, а ракеты, которыми они обстреливают корабли, у них не с неба свалились. Производить такое вооружение хуситы сами не могут. Но они связаны с Ираном практически на том же уровне, что и «Хезболла», и шиитские подразделения Ирака. Таким образом мы имеем большую драку за гегемонию в регионе, где с одной стороны присутствует Иран, с другой стороны - Турция, а с третьей местные региональные силы, такие как Египет, ОАЭ или Саудовская Аравия. При этом, каждый из них также играет в свою игру в регионе. Четвертая сила – это Запад, у которого свои отношения со всеми игроками, в том числе, арабами, турками и персами. Отдельно стоящая пятая величина – это Израиль со своей войной в Газе», - сказал Сатановский.
По его словам, при таком сложном раскладе, который начал зарождаться после иранской революции 1979 года, может произойти что угодно.
«Пока что ставки повышаются, военные действия разворачиваются на новых фронтах и судить о чем-то конкретно сложно. Йеменско-красноморский фронт, что активизировался сейчас – всего лишь один из немногих в регионе. Наряду с Афганистаном, Ираком, Сирией, Израилем, палестинскими территориями, Ливаном и другими. А еще нужно иметь в виду, что Иран может нанести очень мощный удар по США даже с территории Мексики, и подорвать обстановку внутри самих США. Это вполне себе вариант Третьей мировой войны. Так что прогнозировать что-то пока сложно», - заключил Сатановский.