«Пока Азербайджан, Пакистан и Турция рядом, никто не сможет им угрожать» Тазин Ахтар в гостях у Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с пакистанским аналитиком, главным редактором журнала Pakistan in the World Тазином Ахтаром.
- 12 октября в Астане состоялась встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева с премьер-министром Пакистана Шахбазом Шарифом. В этой связи позвольте узнать, как вы оцениваете текущий уровень отношений между Баку и Исламабадом?
- Недавняя встреча премьер-министра Шахбаза Шарифа с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Астане открыла новые возможности для создания прочной основы взаимного сотрудничества. Обе страны работают в основном над развитием транспортно-коммуникационных возможностей, что является предпосылкой для увеличения торговли, инвестиций, туризма и других направлений, необходимых для создания прочных связей между населением и деловыми кругами Азербайджана и Пакистана.
Недавно я брал интервью у посла Ирана в Пакистане г-на Мохаммада Али Хуссейни. Мы обсудили вопрос пакистанских грузов, следующих через Иран в Турцию и Азербайджан. Посол Ирана положительно отозвался о возможности сообщения через его страну. Он предложил использовать для этой цели коридоры Север-Юг и Восток-Запад. Пакистан может быть легко связан с Азербайджаном через эти коридоры.
Пакистан уже долгое время испытывает нехватку энергии, в то время как Азербайджан богат энергетическими ресурсами. И Азербайджан уже предложил свою помощь Пакистану в преодолении энергетического кризиса. Азербайджанская компания SOCAR давно ведет переговоры с пакистанской стороной, чтобы достичь соглашения в этом вопросе.
Что касается военно-технического сотрудничества, то оборонная промышленность и военное обучение являются ключевыми областями, в которых обе наши страны тесно сотрудничают друг с другом. Кроме вышеупомянутых деталей, важным моментом в двусторонних обсуждениях является интерес Баку к JF-17 Thunder. Это новейший и хорошо оснащенный боевой самолет пакистано-китайского производства. Сейчас Пакистан сам уже производит его, испытания прошли успешно. Это легкий, одномоторный, многоцелевой боевой самолет.
- В последнее время Индия и Армения активно развивают сотрудничество, в том числе, в военно-технической сфере. В чем, на ваш взгляд, заключается интерес Дели в нашем регионе?
- Совершенно очевидно, что Индия и Армения углубляют сотрудничество с учетом тесных связей между Пакистаном и Азербайджаном. В принципе, ни одна страна не может возражать против развития двустороннего сотрудничества между государствами, но в данном случае дело обстоит иначе.
Армения и Индия расположены далеко друг от друга, они никак не связаны между собой. С другой стороны, Пакистан и Азербайджан связывают тесные многовековые узы. Караван-сарай Мултани в Баку является доказательством исторических торговых связей между двумя странами. В этом месте останавливались торговцы, которые путешествовали из пакистанского города Мултан в Баку через Иран. Недавно Пакистан восстановил этот маршрут посредством пилотного проекта, в рамках которого Пакистанская национальная логистическая служба отправила товары в Баку через Иран и Турцию.
Пакистанские гражданские и военные чиновники посетили Азербайджан после освобождения оккупированных Арменией земель. Пакистанские компании принимают участие в восстановлении недавно освобожденных территорий. Армии и ВВС обеих стран расширяют взаимное сотрудничество в области обучения и других сферах.
Индия и Армения начали регулярное и быстрое взаимодействие только после того, как Пакистан и Азербайджан укрепили свое сотрудничество во всех возможных секторах. Это еще одна «афганская модель». Как известно, Индия инвестировала в Афганистан во время режима Ашрафа Гани только для того, чтобы нанести ущерб пакистанским интересам. Сейчас Индия делает то же самое в Армении. Военное сотрудничество Индии с Арменией направлено в противовес пакистанским интересам в Азербайджане.
Кстати, здесь мы видим, что Россия является общим другом и Армении, и Индии. Россия поощряла и поддерживала Армению в оккупации азербайджанских территорий. Россия также является исторически близким партнером Индии. Это делает Россию катализатором армяно-индийской дружбы. Поэтому трио Армения-Индия-Россия становится вызовом на Южном Кавказе как для Азербайджана, так и для Пакистана.
Турция, имеющая братские отношения как с Пакистаном, так и с Азербайджаном, должна прояснить свою позицию в отношении передачи технологии беспилотников Индии, откуда она может быть передана Армении и России.
- Как бы Вы оценили перспективы дальнейшего развития трехстороннего сотрудничества Азербайджан-Пакистан-Турция? Возможно ли создание военно-политической оси Анкара-Исламабад-Баку?
- Трехстороннее сотрудничество Азербайджан-Пакистан-Турция будет отвечать интересам мира и общей стабильности в регионах Южного Кавказа и Южной Азии. Три страны являются сторонниками прекращения споров и наведения мостов между народами. Турция заслужила доброе имя и известность в мире, выступив посредником в заключении сделки между Украиной и Россией по торговле зерном. Пакистан сдерживает планы индийской экспансии в Южной Азии и вносит большой вклад в обеспечение стабильности в Афганистане. Недавно Пакистан при партнерстве с Ираном вновь возродил торговый путь в Турцию и Азербайджан. Наши флаги несут одни и те же символы, и наши умы мыслят в одном русле.
Вторая Карабахская война показала, что если три наши братские страны вместе, то никто, каким бы могущественным и сильным он ни был, не может угрожать нам. Блок этих трех стран также может положительно повлиять на динамику Ближнего Востока и Евразии в общих интересах.
- Российско-украинская война. На чьей стороне Пакистан?
- Позвольте поправить вас – это не война, а вторжение России и Беларуси в соседнюю страну только для того, чтобы наказать ее за сотрудничество с НАТО и ЕС. Это мое личное мнение. Что касается позиции пакистанского правительства, то она нейтральная. Да, Украина не считает это правильной политикой Пакистана. Несколько недель назад я присутствовал на пресс-конференции министра иностранных дел Украины г-на Кулебы. Он сказал: «Как вы можете быть нейтральными, когда могущественная страна убивает наших гражданских лиц, включая детей и женщин?».
С другой стороны, Пакистан спрашивает: «Почему Европа и США так обеспокоены незаконной оккупацией и нарушениями прав человека в Украине со стороны России, но при этом им безразлично, что делает Индия в Кашмире?».
Наш тогдашний премьер-министр Имран Хан находился в Москве, когда Россия вторглась в Украину 24 февраля этого года. Я писал статьи, в которых указывал на неправильное время визита нашего премьер-министра в Россию. Позже, 9 апреля, он был отстранен от власти не по так называемому заговору США, а демократическим путем, в результате всеобщего недоверия. Я задал вопрос новому премьер-министру Шахбазу Шарифу: «Какова ваша политика в отношении конфликта между Россией и Украиной?». Он ответил: «Пакистан не поддерживает споры и войны. Мы стремимся к нормализации отношений между двумя странами». На мой вопрос об отношениях с США он ответил: «Пакистан будет продолжать строить хорошие отношения с США».
- И последний вопрос. В последнее время возрос риск начала ядерной войны. Поскольку Пакистан – ядерная держава, хотел бы узнать ваше мнение: кто, на ваш взгляд, первым рискнет применить это оружие?
- Я не думаю, что какая-либо страна может даже рассматривать возможность применения ядерного оружия. Это не более чем безумие. Совсем недавно мысль о применении ядерного оружия исходила не от кого иного, как от господина Путина. Всего несколько дней назад Путин заявил: «Больше нет необходимости наносить массированные удары по Украине». А после 10 октября многие украинские города стали мишенью для российских ракет. Россия отомстила за Крымский мост обстрелом украинских городов. Кроме того, пару недель назад Россия аннексировала 4 украинских региона, чтобы создать дистанцию до границы потенциальной страны НАТО. Это означает, что Россия достигла того, к чему стремилась. Тогда зачем России угрожать применением ядерного оружия впредь?