«Только экономика может сблизить народы Азербайджана и Армении» Олег Кусов на Caliber.Az
Интервью Caliber.Аz с российским журналистом Олегом Кусовым.
- Как вы оцениваете перспективы формата «3+3?
- Против этой инициативы выступает официальный Тбилиси, он не будет поддерживать сотрудничество с Москвой ни в каком формате, так как у Грузии имеется территориальный спор с Россией из-за Южной Осетии и Абхазии. Они называют их оккупированными территориями и считают, что пока этот вопрос не будет решен, то ни о каких форматах сотрудничества речи быть не может, вне независимости от экономической, социальной, культурной составляющей. В реализацию этой инициативы уперлась позиция Тбилиси, я больше не вижу никаких других причин.
Что касается Армении, то она очень настороженно относится к этому формату, ее пугает то, что она оказывается в тисках между соседями на юге и севере - Азербайджаном и Турцией. Но она сейчас находится в таком положении, что никому не может диктовать свои условия и поэтому пока молча, насколько я понимаю, ко всему этому относится. Но позиция Тбилиси ее воодушевила. Я даже слышал мнения некоторых армянских экспертов касательно совпадения позиций Грузии и Армении. Как я понимаю, в Армении царят негативные настроения по отношению к этому проекту. Во-первых, из-за Зангезурского коридора, а во-вторых, выполнение требования о разблокировании дорог - это тот самый клубок проблем, о котором они говорят не один десяток лет.
Сейчас многие эксперты пришли к выводу, что формат без согласия всех участников нежизнеспособен, поэтому надо искать какие-то другие проекты.
- Как вы оцениваете реваншистские настроения в Армении?
- Это внутренняя и внешняя политика Армении, они не хотят от нее отказываться и не могут примириться с потерей «второго армянского государства», и пока у них есть возможность, они будут ею пользоваться. Но на реваншизм у них сил нет, потому что Армения находится в большой зависимости от России, а Москва в этом плане не поддерживает Ереван, она равноудалена и в какой-то степени дает понять, что территориальная целостность для нее тоже очень важна. От официальных лиц я не слышал подобных слов, поскольку они поддерживают суверенитет Азербайджана и тем самым дают понять Армении: никакой помощи в попытках что-то себе вернуть со стороны Москвы не будет.
Конечно, настроения есть, они никуда не делись, но сил-то нет. Это все ограничивается внутриполитическими акциями наподобие поездки в Ханкенди, но эти поездки ни о чем не говорят. Пока им дает такую возможность российский миротворческий контингент. Если вдруг миротворцы поставят вопрос о нежелательности таких вояжей, то они уже никуда не поедут.
Прошлогодняя война поменяла расстановку сил в регионе, и Армения оказалась в большой зависимости от России, она теперь вынуждена идти на сотрудничество. А оно не предполагает политики реваншизма. Оно означает поиски новых путей. Какая-то часть, особенно карабахский клан с бывшими президентами во главе, будет отстаивать свои взгляды, а в целом видны признаки сотрудничества, им деваться некуда. Зангезурский коридор будет, и когда они почувствуют экономическую выгоду от этого проекта, то у карабахского клана будет уже меньше аргументов, чтобы дальше выступать. Сил для реваншизма в армянском обществе уже нет.
- Возможно ли возрождение деятельности Минской группы ОБСЕ с учетом того факта, что она не предпринимала никаких действий в течение 30 лет Карабахского конфликта? Какие усилия пытается Запад предпринять?
- Запад закопался в своих проблемах, и он выпустил из-под своего влияния обстановку на Южном Кавказе, в частности в Карабахе, во время войны он никак не реагировал. Сейчас они пытаются наверстать упущенное, понимая значимость серьезных процессов, а быть вне их означает для Запада большой проигрыш. Заместитель госсекретаря США совершила турне по Южному Кавказу, а министр обороны США Ллойд Остин недавно приезжал в Тбилиси. Они поняли, на Южном Кавказе идут очень серьезные перемены, в которых надо участвовать, в противном случае они окончательно лишатся влияния в регионе. Они понимают, что перехватить инициативу у России не удастся, она ближе и более влиятельная для обеих стран, поэтому для Запада удобна формула сотрудничества с Россией - Минская группа ОБСЕ. Она существует и почему Западу ею не воспользоваться? То есть через Россию вернуться в этот регион. Были самостоятельные попытки, но через Москву будет более эффективно.
- Как вы оцениваете деятельность российских миротворцев в Карабахе? Справляются ли они со своими обязанностями? В этом контексте хотел бы напомнить недавнюю провокацию армянской стороны в связи с поездкой министра обороны Армении Аршака Карапетяна в Карабах. Смог бы он проехать на территорию Азербайджана без разрешения российских миротворцев?
- Это вопрос мандата миротворцев. Если есть такой мандат, то все эти действия носят законный характер. А если этого нет в мандате, то будут заключены какие-то особые договоренности, но я не думаю, что ситуация может как-то поменяться.
Подобными поездками власти просто хотят сбавить градус в наэлектризованном армянском обществе. Все-таки находиться в позиции проигравшей стороны - довольно сложно, особенно в моральном плане. Подобные шаги снимают напряжение в Армении, но они существенно ни на что влияют. Не думаю, что поездка министра обороны Армении может серьезно что-то изменить там. Он может поселиться там и жить, если это, конечно, предусмотрено миротворческим мандатом и договоренностями. Детали я лично не знаю, но нет ничего страшного в том, если армянское общество успокоится чуть-чуть и получит импульсы «мы все-таки не до конца потеряли Карабах». Пусть тешатся надеждами. Мне не кажется, что это серьезная проблема.
- Почему темпы разблокирования коммуникаций замедляются, ожидается ли подписание всеобъемлющего договора между Баку и Ереваном?
- Я могу выразить лишь свое мнение. Всеобъемлющий мирный договор нужен и более того, в нем должны присутствовать интересы и других стран (Грузии, Турции, Ирана, России), необходим серьезный пакет соглашений о нормализации ситуации, которые бы включали политические, экономические инициативы. В любом случае, это есть диалог, и им надо заниматься. Почему именно одна сторона настаивает на блокировке дорог, является сугубо их позицией. Ведь чем больше дорог, тем лучше для людей, живущих в этих краях. Для Армении будет хорошо, если Зангезур будет разблокирован. А если кто-то против, то это внутриполитические взгляды тех, кто является сторонником карабахского клана. Я так вижу ситуацию.
- Какие факторы должны помочь обоим народам зарыть топор войны?
- Я убежден, что только экономика может сблизить народы, конкретные программы. Мы же помним план Маршалла после Второй мировой войны, который предполагал финансовую помощь и для европейцев, и для проигравшей Германии. Победившая сторона протянула руку проигравшей, Германия не смогла отказаться, так как пребывала в очень тяжелом положении. И потихоньку это изменило отношение друг к другу. Конкретные экономические проекты, взаимовыгодные для обеих сторон вкупе с моральными инициативами, подвигами. Надо идти на диалог и говорить с людьми, с соседями. Если соседи живут на одной площадке и не общаются друг с другом и показывают кулаки, то у них будущего нет. Когда нет разговора, в обществе появляются агрессивные, реваншистские настроения.
Конечно, это будет долгий процесс, хотя высокие технологии могут ускорить или затормозить эти процессы, смотря в какие руки они попадут. Надо стараться жить по такому принципу: конечная цель далеко, а вот движение к ней - все. Сейчас надо этому себя посвятить.