Война и мир. С армянами Размышления Эмина Галалы
Мы с детства знаем, что мир – это хорошо. Война, соответственно, плохо.
Утверждения эти в доказательствах не нуждаются, но жизнь ставит перед нами замысловатые задачи, в рамки простых формул не укладывающиеся. Многие из нас не могли предположить, что мы освободим свою землю и начнем ее возрождать в рекордные сроки. Верить и надеяться — это другое, но чтобы это стало повседневной реальностью — я думаю, в это верили не все, даже если сегодня некоторым и себе неловко в этом признаться.
И тем более мало кто задумывался о том, как можно нормализовать отношения с армянами. Эта задача казалась несбыточной не только в плане решения, но и с точки зрения вероятности ее актуальности. Но свершилось невозможное. И даже не одно, а сразу несколько «невозможностей».

Мы победили, и наша земля вновь принадлежит нам не только юридически, но и физически. Армянский сепаратизм наказан. И сегодня выясняется, что большинство армян — за исключением больных отморозков или строящих планы на крови политиканов-фармазонов (удивительно похоже на «Шармазанов», но это совпадение, наверно) — устали от необходимости ненавидеть, поняли бесперспективность «миацума» и готовы к миру. К нему стремится и политическое руководство Армении, пусть и по принципу «шаг назад, два вперед». Плюс прессинг извне, включая США и Европу, с радостью приветствующих хоть один прекращенный конфликт и шанс на партнерство и взаимную выгоду для всех, в том числе для себя.
Постконфликтное построение мира по сложности не отличается от построения мироздания. На эту тему пишутся докторские, академические (хотя таких в природе нет), устраиваются дебаты и снимаются фильмы. Но я хотел бы сосредоточиться на нескольких элементах нашего конкретного случая. Нам — руководству, народу, обществу, институтам власти, медиа — придется балансировать между крайностями. Включая взаимоисключающие.
Мы не можем позволить себе забыть и перевернуть страницу. Слишком дорого мы заплатили за забывчивость и веру в хороших соседей. Но мы не можем уподобляться армянам и вечно жить в плену призраков прошлого. И пусть их призраки, по большей части, надуманы и тонут в недоказанных омутах истории (иначе с чего было отказываться от предложения Турции по созданию совместной комиссии по тому, что армяне называют «геноцидом»), а наши смотрят на нас с экранов видеохроники, нам нужно думать о будущем. Мы не можем принимать ничего на веру и ни в коем случае не имеем права расслабляться.

Даже если сегодняшняя открытость армянского общества идеям мира в целом искренна, она сформирована рядом текущих факторов и пониманием невозможности противостоять Азербайджану как одному из них. Но это сегодня. И если мы дадим слабину в чем-либо, а армяне решат, что у них есть шанс, и мы будем застигнуты врасплох, нам несдобровать. Но отметать всё и везде как нечто подозрительное тоже не вариант. Нужна золотая середина.
«Nə şiş yansın, nə kabab» — «шиш» нашей безопасности должен быть надежно защищен, при том, что и «кябаб» надежды на мир тоже имеет право на жизнь. А если соседи попытаются играть в игры, то их ждет «шыш» (дуля) с нецелевым использованием шампуров.
Я могу сколь угодно долго продолжать список сложных виражей, через которые нам предстоит проходить. Причем через некоторые нужно идти вместе с соседями. Теми самыми, для которых ненавидеть азербайджанцев было так же естественно, как дышать или пить воду.
Азербайджанцы доказали всему миру, что мы отважный народ, умеющий сражаться и, если нужно, умирать за свою Родину. Мы продемонстрировали храбрость на поле боя. Сейчас время быть храбрыми в битве за мир. И пусть это иная отвага, она так же нужна для защиты будущего, как умение смотреть смерти в лицо.

Наше руководство (это не панегирик, а констатация факта — если кто может, оспорьте, пожалуйста) доказало способность принимать верные решения при самых сложных обстоятельствах. Сумев сделать это во время войны, оно наверняка преодолеет преграды на пути к миру, не поступаясь при этом национальными интересами.
Нам нужна была победа, и мы заплатили за нее дорогую цену. Но одной из конечных целей победы был мир. Да, не любой ценой, но именно миром заканчиваются все войны в истории человечества. Мы должны быть храбрыми, чтобы надеяться на будущее новых поколений, свободное от ненависти и желания убивать. Мы должны быть готовыми зачехлить орудия и отложить их в сторону с надеждой не вытаскивать их вновь. Если, конечно, нас не вынудят соседи.







