Встреча на полях ШОС: диалог Баку, Минска и Исламабада Аналитика Лиманского
Многие СМИ обошла фотография, сделанная в кулуарах саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в китайском городе Тяньцзинь, на которой президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Беларуси Александр Лукашенко с улыбкой о чем-то беседуют.
Встреча на полях сотрудничества
При этой встрече азербайджанского и белорусского президентов присутствовал и премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф.
Между Азербайджаном и Беларусью уже много лет развивается сотрудничество в экономической и иных областях, во многом основанное на хороших личных отношениях Ильхама Алиева и Александра Лукашенко. В частности, Минск принимает участие в восстановлении освобожденных территорий Карабаха, в Гяндже налажен выпуск белорусских тракторов и так далее. Но является ли случайным появление «в кадре» главы правительства Пакистана?
О тесных союзнических отношениях Баку и Исламабада хорошо известно. Однако в последнее время между Беларусью и Пакистаном также интенсивно развиваются контакты.
Александр Лукашенко трижды посещал Пакистан — в мае 2015, октябре 2016 и ноябре 2024 года. Также на полях ШОС белорусский президент дважды встречался с тогдашним пакистанским премьером Имраном Ханом — в июне 2019 года в Бишкеке и в сентябре 2021 года в Душанбе.
В августе 2015 года с ответным официальным визитом Беларусь посетил премьер-министр Пакистана Наваз Шариф. А 10–11 апреля 2025 года в Минск с официальным визитом прибыл премьер-министр Шахбаз Шариф. Вместе с ним в белорусскую столицу вновь приехал его старший брат, экс-премьер и ныне президент Пакистанской мусульманской лиги Наваз Шариф, а также другие члены семьи. Первый день визита прошёл в неформальном ключе, встреча с Александром Лукашенко состоялась в дружеской, домашней обстановке.
Во время официальных переговоров президента РБ и премьер-министра Пакистана затрагивались прежде всего экономические вопросы. Были достигнуты договорённости о дальнейшем развитии торгово-экономического сотрудничества, в том числе в сфере промышленности. Помимо поставок сельскохозяйственной, грузовой, коммунальной техники и другой продукции в Пакистан, заявлено о совместном выпуске белорусских тракторов и электробусов.
Приоритетным направлением объявлено обеспечение продовольственной безопасности. Александр Лукашенко пообещал поделиться с пакистанскими партнёрами опытом производства детского питания, сухого молока и ветеринарных препаратов.
Шахбаз Шариф рассказал, что впервые посетил Беларусь ещё подростком во времена СССР, когда прибыл сюда вместе с отцом. Уже тогда республика произвела на него впечатление высокоразвитой индустриальной страны. Премьер-министр также пригласил белорусских специалистов в Пакистан для развития сельского хозяйства, а со своей стороны пообещал направить специалистов в текстильную отрасль Беларуси, в частности — на комбинат в Барановичах.
На состоявшемся в это же время Белорусско-пакистанском деловом совете было подписано восемь контрактов. В итоге ожидается наращивание поставок в Беларусь риса, мандаринов, фармацевтической и текстильной продукции, спортивных товаров, одежды и обуви из Пакистана.
Беларусь же отправляет в Пакистан калийные удобрения, тракторы и запчасти к ним, грузовые автомобили, жгуты синтетических нитей и волокна, шины, станки, поликарбоновые кислоты, газетную бумагу и детское питание. Пакистанской компании Greaves Pakistan Pvt Ltd уже был поставлен карьерный самосвал ОАО «БелАЗ» грузоподъёмностью 45 тонн.
Объём торговли между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Пакистан колеблется и в среднем составляет 50–65 миллионов долларов в год, однако перспективы роста весьма значительны. Сегодня действуют семь двусторонних белорусско-пакистанских торгово-экономических советов, комиссий и рабочих групп.
В Минске также обсуждались международные и региональные проблемы, вопросы гуманитарного сотрудничества. В средних специальных и высших учебных заведениях Беларуси учится немало студентов из Пакистана, приём заявок открыт и на 2025/2026 учебный год.
Белорусский калий против мирового голода
Существенной частью белорусского экспорта в Пакистан являются калийные удобрения, жизненно важные для сельского хозяйства этой страны. «Красное золото», как их называют в Беларуси, поставляется и в Азербайджан.
Сегодня судьба белорусских калийных удобрений, попавших под санкции Запада, является важным вопросом для руководства страны. До 2022 года на долю Беларуси приходилось до 20% мировой торговли калием. Однако после санкций 2021–2022 годов, включая прекращение транзита через Литву, экспорт в 2022 году сократился на 50%.
Западные конкуренты получили серьёзные преимущества, но на мировом рынке всё же возник дефицит удобрений. Это привело к сокращению их применения, снижению урожайности и росту цен на продукты питания в 2022–2023 годах. Особенно пострадали мелкие фермерские хозяйства стран глобального Юга.
Ситуация вызвала тревогу в ООН. Целевая группа ООН по реагированию на глобальные кризисы по продовольствию, энергетике и финансам тогда констатировала: цены на удобрения растут быстрее, чем на продовольствие. Нередко они оказываются дороже зерна, что ведёт к сокращению производства мелкими фермерами.
В 2022 году урожай зерновых в Африке снизился на 16,1%. В 2023 году все поставки белорусского калия в африканские страны были полностью блокированы. Несмотря на некоторое снижение цен в 2024 году, проблема остаётся серьёзной. Особенно с учётом прогнозируемого роста населения планеты почти на 2 миллиарда человек в ближайшие 30 лет.
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН в марте 2023 года рекомендовал Литве пересмотреть своё отношение к экспорту белорусских удобрений для стран глобального Юга. Однако вес и влияние ООН в последнее время заметно снизились.
Беларусь же сумела найти выход с помощью международных партнёров. Во многом экспорт был переориентирован на вывоз по железной дороге в КНР. Здесь помощь оказал Азербайджан: после доставки по железной дороге удобрения перегружались в портах Каспийского моря и отправлялись в Китай, Вьетнам и другие страны. В первом квартале 2025 года объёмы поставок «Беларуськалия» достигли уровня, существовавшего до введения санкций.
Ранее также обсуждалось участие Минска в создании китайско-пакистанского экономического коридора. В Беларуси есть интересные логистические предложения и для пакистанских производителей.
На встрече с Шахбазом Шарифом в Минске Александр Лукашенко сказал: «Мы также готовы сотрудничать с Пакистаном в плане поставок вашей продукции на европейский рынок. По крайней мере, европейцы с удовольствием купят вашу продукцию. Они же санкции против вас не вводили. Поэтому, пожалуйста, воспользуйтесь Беларусью, которая находится в центре Европы, для того чтобы продвигать свою продукцию на Запад».
Сегодня также ведутся разговоры о намерении Дональда Трампа ослабить санкции против белорусского калия, который может частично заменить на рынке США канадские удобрения.
Сила ради мира
Начиная с 2018 года растёт и военное сотрудничество Минска и Исламабада. Во время апрельского визита премьер-министра Пакистана в Минск было заключено соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Госкомвоенпром Беларуси и Министерство оборонной продукции Пакистана подписали дорожную карту на 2025–2027 годы.
Четвёртый раунд белорусско-пакистанских консультаций по планированию военного сотрудничества прошёл в середине августа 2025 года. Беларусь подчёркивает, что её взаимодействие с Пакистаном не связано с агрессией против кого-либо. Пакистанская сторона, в свою очередь, выразила готовность делиться опытом участия в миротворческих операциях.
Западные СМИ отмечают, что возможный интерес Пакистана может быть связан и с белорусскими технологиями в сфере РЭБ и БПЛА. Индийская пресса утверждает, что речь может идти о ядерной программе Исламабада.
Ранее, в 2024 году, Госдепартамент США ввёл санкции против группы белорусских и китайских компаний, якобы поставлявших компоненты для пакистанских баллистических ракет. В их числе оказался Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ) — за предполагаемые поставки шасси для пусковых установок. В Вашингтоне тогда заявили, что появление столь дальнобойных носителей ядерных боеголовок у Пакистана станет «угрозой» для США.
Некоторые источники сообщали о возможных закупках Пакистаном прицелов и приборов Белорусского оптико-механического объединения (БОМО), а также о создании совместной группы по разработке беспилотников.
Кроме того, в 2025 году заключено соглашение о сотрудничестве МВД двух стран по борьбе с преступностью. Достигнута договорённость о трудовой миграции: Лукашенко предложил принять в Беларусь 100–150 тысяч квалифицированных пакистанских специалистов. Шахбаз Шариф назвал это «дорогим подарком моего брата Александра Лукашенко» и подчеркнул, что эти работники «могут создать тот самый мост, который мы строим между Минском и Исламабадом».
И этим моментом не преминула воспользоваться окопавшаяся на Западе белорусская националистическая оппозиция. Оппозиционные каналы тотчас же заполнились материалами в духе: «В Беларусь собираются завезти тысячи боевиков, убийц и насильников», «Белорусским женщинам теперь нельзя будет выйти на улицу» и тому подобное. Однако Беларусь, в отличие от некоторых других государств, – это не то место, где можно разжигать межнациональную рознь. Белорусское МВД сразу же выступило с серьёзным предупреждением всем любителям ксенофобии и националистических призывов. После этого все комментарии в сетях в духе расизма и исламофобии мгновенно прекратились, как и соответствующие нашёптывания и подстрекательства в обществе. Все проявления правого экстремизма неизменно встречают в Беларуси жёсткий отпор. Защищёнными чувствуют себя здесь и азербайджанцы, и представители всех других народов, проживающих в республике.
По мнению экспертов, Минск рассматривает Пакистан как ключевого партнёра в Южной Азии, быстрорастущем регионе с колоссальным экономическим потенциалом и доступом к рынкам трёх миллиардов человек. Для Беларуси, находящейся под давлением санкций, диверсификация внешних связей — жизненно необходима. Для Пакистана же сотрудничество с Беларусью важно в оборонной сфере, передаче технологий и образовании.
Принципы равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, давно существующие между Беларусью и Азербайджаном, к которым они стремятся и в отношениях с другими странами, Александр Лукашенко озвучил и на саммите ШОС в Тяньцзине как приоритеты для «Шанхайской семьи».
А роль Азербайджана, традиционно выступающего мостом между различными регионами Европы и Азии, в налаживании подобного диалога становится особенно значимой и актуальной.