Запад vs Китай: война за редкоземельные металлы Расклад Шерешевского
Китай временно приостановил действие своего собственного запрета на экспорт редкоземельных металлов в США. Министерство торговли КНР приостановило действие запрета на выдачу экспортных лицензий в США на «товары двойного назначения», связанные с галлием, германием, сурьмой и сверхтвердыми материалами. Согласно заявлению министерства, приостановка действует с воскресенья до 27 ноября 2026 года.
Кроме того, китайское Министерство торговли приостановило строгие проверки конечного пользователя и конечного использования материалов при экспорте графита двойного назначения в США. В пятницу Китай объявил и о приостановке других мер экспортного контроля, введенных ранее (9 октября), включая расширение ограничений на некоторые другие редкоземельные металлы и материалы для литиевых батарей.
Лидер Китая Си Цзиньпин и президент США Дональд Трамп договорились снизить тарифы и приостановить торговые войны на год. Однако ситуация остается неопределенной, поскольку тарифная война между двумя экономическими гигантами не закончена. Речь идет лишь о временной приостановке ограничений. Она повлияет на решения инвесторов по всему миру, замедлит инвестиции и будет способствовать замедлению мировой экономики.

Между тем издание The New York Times сообщает о том, как давление Китая на рынок редкоземельных металлов может подорвать милитаризацию и военно-промышленную модернизацию Европы. Европейский закон о стратегических минералах, принятый в 2024 году, призван способствовать созданию собственной горнодобывающей и перерабатывающей промышленности Европейского союза, однако эксперты считают, что полная диверсификация европейской экономики займет от 8 до 12 лет. Страны ЕС намерены к 2030 году значительно расширить свои основные военные возможности. С этой целью Брюссель смягчает бюджетные правила и запускает программу финансирования военных расходов на сотни миллиардов евро. Однако редкоземельные металлы имеют решающее значение для производства новейших боевых самолетов, подводных лодок, дронов и крылатых ракет — всех тех технологий, которые лежат в основе европейских программ перевооружения.
Иными словами, «цель Китая — замедлить военный прогресс США и, как следствие, Европы», — считает Бенедетта Джирарди, эксперт Гаагского центра стратегических исследований. А по словам еврокомиссара по торговле Мароша Шефчовича, с момента введения китайскими властями экспортных лицензий была рассмотрена лишь половина из 2000 заявок европейских компаний.
Похоже, что Пекин временно воздержится от дальнейшего ужесточения контроля над экспортом редкоземельных материалов и даже пойдет навстречу Западу. Однако сама по себе эта угроза может быть воспринята как серьезное предупреждение Европе и Америке. Например, в настоящее время Европа и США не в состоянии быстро заменить китайские поставки диспрозия или самария — материалов, которые являются ключевыми элементами сверхмощных магнитов, способных выдерживать высокие температуры. Это позволяет Пекину влиять на военные и политические решения, которые принимаются в Вашингтоне и Брюсселе.

Во время бурных событий 1960-х и 1970-х годов европейский рабочий класс стал «опасным», требуя повышения заработной платы и иногда пытаясь захватывать заводы. Европа стояла на грани гражданской войны, когда 14 миллионов французских рабочих забастовали в мае 1968 года и захватили фабрики, продолжив на них работу уже под собственным контролем. Позднее похожие, хотя и не столь масштабные события произошли в Италии, Испании, Португалии, Греции. Протесты были подавлены, однако эти конфликты побудили европейских промышленных лидеров рассмотреть возможность переноса заводов в Китай и другие регионы, подальше от центров принятия решения. Тем более, что местным рабочим можно было платить зарплату меньше, чем в Европе и Америке.
Редкоземельные элементы к сегодняшнему дню стали не единственной проблемой: Запад перенес многие заводы в Китай, превратив его в мировую фабрику. Теперь он пожинает плоды собственных усилий: Пекин стал достаточно мощным, чтобы диктовать условия.
Китайскому государству не нравится, когда США и Евросоюз ограничивают поставки современных полупроводников и других критически важных технологий или пытаются закрыть свои рынки от некоторых китайских товаров. Поэтому КНР время от времени ставит оппонентов перед суровым выбором: или вы смягчаете ограничения и тарифы, или мы оставим вас без продукции, имеющей стратегическое значение. За этим, как правило, следует период торга и смягчения требований.







