Урановые амбиции Франции споткнутся об Азербайджан? Макрону следует быть покладистым с Баку
На днях пресс-служба президента Казахстана сообщила о том, что президент Франции Макрон 1 ноября посетит Астану. «1 ноября 2023 года по приглашению президента Касым-Жомарта Токаева состоится официальный визит президента Франции Эмманюэля Макрона в Казахстан», - говорилось в сообщении.
А Елисейский дворец сообщил о том, что после Астаны президент Франции отправится в Ташкент. «Франция готова поддержать эти две страны на пути реформ и модернизации, внести вклад в диверсификацию международных связей, поддержать их независимость и суверенитет, а также их намерение укреплять отношения с Европой», - говорилось в заявлении администрации Макрона.
В Елисейском дворце отметили, что целью сближения Казахстана и Узбекистана с Францией «является сотрудничество в сфере экономики, в частности в энергетическом секторе, в вопросах поставок критически важных материалов, транспорта, здравоохранения, сельского хозяйства и обороны».
Как говорится, дьявол прячется в деталях, поэтому самым важным в этом заявлении являются слова о поставках «критически важных материалов». Дело в том, что после потери своих колоний в Африке, а также в результате военных переворотов в Габоне и Нигере Франция лишилась не только дешевых золота и нефти, но и того самого критического важного материала – урана.
Компания Electricite de France (EDF) производит свыше 80% электроэнергии Франции и для работы 56 атомных реакторов этой компании ежегодно необходимо более 10 тысяч тонн ядерного топлива. Поставщиками урана во Францию являются Канада, Австралия, Казахстан, Узбекистан и Россия. А треть ядерного топлива – свыше 3,2 тысяч тонн поступала из Африки. И вот сейчас этого самого пая Париж и лишился. Восполнить столь чувствительную потерю Франция может лишь ураном из Центральной Азии. Вот поэтому Макрон и спешит с визитами в Казахстан и Узбекистан.
По мнению некоторых экспертов, именно увеличение поставок урана и является основной причиной вояжа президента Франции. Взамен он хочет предложить Астане и Ташкенту строительство атомных электростанций (АЭС) и технологии по переработке радиоактивного материала. Тут, к слову, следует отметить, что этим занимается в регионе российская государственная корпорация Росатом.
Все бы хорошо, но вот ведь в чем проблема - радиоактивные материалы в промышленных масштабах из соображений безопасности от производителя к конечному пользователю предпочитают доставлять наземным транспортом. Таким образом, центральноазиатский уран может попасть во Францию через Россию или Азербайджан. Да и крупногабаритные узлы и агрегаты для АЭС могут попасть в Центральную Азию лишь этими маршрутами.
И тут возникает вопрос – как рассчитывает Париж найти понимание в Баку? Ведь усилиями самого Макрона, его министров, депутатов Сената и Национального собрания отношения между Азербайджаном и Францией находятся на самом низком уровне с момента установления. Как тут не вспомнить о том, что и в ходе 44-дневной войны, и после нее, а также после полного восстановления Азербайджаном суверенитета над Карабахом французские политические деятели в режиме нон-стоп обвиняют нашу страну и в «этнических чистках», и в «уничтожении армянского культурного наследия» и т.д., не только повторяя лживые нарративы армянской стороны, но часто и усиливая их. Уже неоднократно МИД Азербайджана был вынужден реагировать на столь оголтелую антиазербайджанскую политику Парижа.
Франция ясно дала нам понять, что она заинтересована в эскалации нового армяно-азербайджанского конфликта и хочет дестабилизировать регион Южного Кавказа. Наглядным доказательством этого является решение Парижа вооружать свою «сестру» - Армению.
На фоне всего этого, прежде чем решать вопросы «критически важных материалов», Парижу следует задуматься – как решить вопросы с Баку, которых усилиями политического истеблишмента Франции, погрязшего в исламофобии и тюркофобии, накопилось очень и очень много.