«Если Россия победит Украину, то постсоветские страны окажутся в иной реальности» Давид Осепашвили на Caliber.Az
На актуальные вопросы Caliber.Az о геополитической обстановке на Южном Кавказе отвечает грузинский политик, политолог, специалист по связям с общественностью и СМИ Давид Осепашвили.
- Что вы думаете по поводу резолюции Европарламента, предусматривающей персональные санкции «за связи с Кремлем» в отношении Бидзины Иванишвили?
- С одной стороны, это серьезная резолюция, а значит - определенный сигнал грузинскому правительству и самому Иванишвили, так как они связаны весьма тесно. Сам Иванишвили полагает, что в санкционных списках он как бы неофициально, потому что выиграл дело, связанное со швейцарским банком.
Впрочем, Иванишвили будет во второй раз судиться со швейцарским банком Credit Suisse. PR-компания Cision от его имени заявила о значительных финансовых потерях миллиардера, так как банк задержал операции в трастовом фонде Green Vals, который был создан для защиты интересов бенефициаров.
- Одновременно с резолюцией, в которой упоминается Иванишвили, Европарламент призвал власти Грузии освободить из тюрьмы бывшего президента Михаила Саакашвили по гуманитарным соображениям, чтобы он мог получить надлежащее лечение за границей. Пойдут ли ваши власти на такой шаг?
- Думаю, что не пойдут, потому что это очень большая проблема для грузинских властей. Электорат, поддерживающий действующее правительство, крайне негативно относится к предыдущему правительству Грузии. Если Россия победит в войне с Украиной, то постсоветские страны окажутся в совсем иной реальности. Грузинскому правительству пора уже определиться с курсом - или оно с Западом, или с Россией. Как мне кажется, оно уже сделало этот выбор. У Иванишвили очень тесные связи с российской элитой, в частности с бизнесменами…
- В скором времени главы государств и правительств G7 соберутся в Альпах, чтобы рассмотреть ряд актуальных вопросов. Как вы считаете, примут ли они решение по заявкам Грузии, Молдовы и Украины о вступлении в ЕС?
- Полагаю, что нет. У Европы очень строгие критерии. Грузия этот статус не получит. Это своеобразный посыл, чтобы Грузия начала поворачивать вектор с Запада на Север. С каждым днем растет критика Запада по отношению к нашему правительству. Когда Европа действительно чего-то хочет, то она не ужесточает риторику. Все это ведет к векториальному сдвигу, просто дело времени…
- Возможна ли нормализация грузино-украинских отношений и на каких условиях?
- На данный момент невозможна. На уровне риторики между командой Зеленского и нашего правительства звучат очень жесткие комментарии.
- Отношения Тбилиси с Баку и Анкарой. На каком уровне они сегодня?
- Думаю, что это самые хорошие отношения между странами на региональном уровне. Наши связи взаимовыгодны и должны, по-моему, стать примером для других региональных государств. Было бы хорошо, если между Баку и Ереваном сложились такие же отношения. Да, учитывая многолетнюю вражду, это сложно, но усилиями ряда государств это можно преодолеть при условии полного восстановления территориальной целостности Азербайджана и при соблюдении интересов Армении. Этот конфликт - дело времени, и он будет урегулирован.
- Митинги оппозиции в Армении, которыми руководят Кочарян и Саргсян, тесно связанны с Москвой. Оппозиция выступает с реваншистскими идеями. Как вы считаете, есть ли у армянской оппозиции шанс на реставрацию своей власти в стране и новую войну с Азербайджаном?
- Не думаю, что новая война с Азербайджаном начнется. Азербайджанские вооруженные силы показали высший пилотаж в ходе 44-дневной войны, поэтому, как мне кажется, Ереван не рискнет пойти на новую эскалацию. Армения не сможет рассчитывать на победу, тем более что Россия не будет вмешиваться в ее проблемы. Москва всегда будет играть в сбалансированную игру, и это будет лучшим вариантом для Баку.
Что касается оппозиции, то это внутренние проблемы - если бы Кремль хотел смены режима в Армении, это давно бы произошло. Пашинян не является прямым ставленником Кремля, но у него хорошие отношения с Россией и он ей не создаст проблем. Но кто бы там ни был у власти, впредь политика Армении будет строиться на прагматичном уровне.
Очень хорошо, что у Армении налаживаются отношения с Анкарой, страны ведут диалог.