Выдержанная политика Баку и Тбилиси против истерик евродепутатов Экспертные мнения на Caliber.Az
Делегации парламентов Азербайджана и Грузии не примут участия в 12-й пленарной сессии Парламентской ассамблеи «Евронест», которая стартует сегодня в Ереване и продлится до 30 октября.
Как подчеркнул руководитель азербайджанской делегации в «Евронест» Таир Миркишили, документы и заявления Европейского парламента противоречат суверенитету и территориальной целостности Азербайджана и не поддерживают мирный процесс между Баку и Ереваном, а, напротив, льют воду на мельницу сил, заинтересованных в продолжении вражды в регионе.
«Отмечу, это решение не связано с тем, что мероприятие проводится в Армении. Сегодня мир между Азербайджаном и Арменией уже обеспечен, предпринимаются практические шаги по нормализации отношений», — сказал он.
В то же время глава парламентского комитета по европейской интеграции Грузии Леван Махашвили заявил, что причина отказа Грузии от участия в пленарной сессии в Ереване заключается во враждебной риторике некоторых депутатов ЕП и их присоединении к акциям протеста в Тбилиси.
Почему позиция депутатов Европарламента заключается в конфронтации и предвзятых обвинениях в адрес официальных Баку и Тбилиси? Кто формирует такой подход? На эти вопросы Caliber.Az отвечают азербайджанский и грузинский политологи.

Азербайджанский эксперт Чингиз Мамедов считает, что решение азербайджанской делегации не участвовать в 12-й пленарной сессии Парламентской ассамблеи «Евронест» в Ереване логично и отражает реальное состояние отношений между нашей страной и структурами Евросоюза.
«Европарламент — это своего рода законодательный орган Европейского Союза, в то время как Европейская комиссия является исполнительным органом, который несет ответственность за то, как живут люди в Европе — за цены на продукты, инфляцию, энергетическую безопасность. Поэтому именно ЕК действует более прагматично и осознает роль Азербайджана, особенно в нынешних условиях, когда поставки энергоресурсов из РФ в Европу затруднены», — сказал он.
По его словам, Европарламент, напротив, более подвержен влиянию крупных стран, таких как Франция и Германия, а также лоббистских групп, включая армянское лобби.
«В выборных органах, где депутаты зависят от поддержки электората и финансирования, легче продвигать ангажированные интересы. Поэтому в Европарламенте часто проявляются тюрко- и исламофобские настроения, что отражается на позиции по Азербайджану. Вследствие этого отношения между нашей страной и ЕП остаются напряженными, тогда как с Еврокомиссией сотрудничество носит более конструктивный и взаимовыгодный характер. Можно провести параллель с Францией: когда парламент этого государства принимает ангажированные резолюции, например, по так называемому «арцаху», исполнительная власть не всегда разделяет данную позицию. Так же и в случае с Европарламентом, чья политическая линия далека от прагматизма Еврокомиссии», — сказал эксперт.
По его мнению, Азербайджан должен продолжать выдержанную внешнюю политику, которая уже доказала свою эффективность.
«Нам удалось выдержать давление Ирана, России и Франции, и в итоге эти страны вынуждены считаться с позицией Азербайджана. Тот же пример с Макроном показывает, что даже крупные игроки в Европе теперь учитывают наши интересы. Поэтому укрепление связей с Еврокомиссией, как экономических, так и политических, правильный путь. Со временем Европарламент тоже будет вынужден признать новые реалии», — заключил Ч.Мамедов.

В свою очередь, руководитель Школы международных отношений Грузинского института общественных дел, профессор Торнике Шарашенидзе отметил, что между азербайджанским и грузинским кейсами есть некая разница.
«Азербайджан не собирается вступать в Евросоюз, а Грузия стремится в ЕС, и от нее ждут такого же поведения, как, например, от Молдовы, то есть, чтобы она вела себя примерно и послушно. Однако Грузия так не поступает, поэтому в стране давно проходят протесты, за которыми, как утверждает руководство правящей партии «Грузинская мечта», стоят Европа и европейские деньги.
Таким образом, отношения, безусловно, испорчены, тем более что в ЕС не скрывают, что им не нравятся «Грузинская мечта» и ее политика. Грузия отказалась участвовать в «Евронест», потому что опасается конфликтных ситуаций и дальнейшего обострения двусторонних отношений. А такие прецеденты могут иметь место быть, в силу чего порой лучше находиться вне таких процессов или над ними. Пусть обсуждают и занимаются критикой без нас», — сказал Т.Шарашенидзе.







