Провал проекта «Тихановская» Сариев и Корыбко на Caliber.Az
Беглая белорусская оппозиционерка Светлана Тихановская остаётся гостем Литвы, но, по словам президента страны Гитанаса Науседы, ей следует задуматься о выборе другого места для жизни.
Президент Литвы отметил, что уровень охраны лидера белорусской оппозиции был снижен на основании выводов компетентных служб.
«Я думаю, что сигналы, которые мы посылаем международному сообществу, остаются прежними. А задача госпожи Тихановской и её команды — оценить, хотят ли они остаться в Литве или выбрать другое место. В любом случае, с нашей стороны ничего не меняется», — подчеркнул Науседа.
Ранее власти Литвы приняли решение о сокращении физической охраны находящейся на территории страны с 2020 года экс-кандидата в президенты Беларуси Светланы Тихановской. Её безопасность теперь будет обеспечивать не Служба охраны первых лиц государства, а Бюро криминальной полиции. Это решение вступило в силу с 1 октября.
До этого руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич заявлял, что штаб Тихановской может переехать из Литвы в Берлин. По его словам, Вильнюс в 2020 году рассчитывал с помощью Тихановской усилить своё влияние в Беларуси, однако со временем вместо этого начало расти раздражение.
8 октября советник Тихановской Денис Кучинский сообщил, что офис белорусского оппозиционера в Вильнюсе приостановил работу в связи с понижением статуса её охраны.
«Слишком короткий период времени не позволяет офису приспособиться к переменам, поэтому он временно приостанавливает деятельность», — уточнил он.
Тихановская покинула Беларусь в августе 2020 года. Литва предоставила ей статус официального гостя категории С, который присваивается послам иностранных государств, главам миссий международных организаций, зарегистрированных в Литве, а также членам Европейской комиссии.
В марте 2023 года Минский городской суд заочно приговорил Тихановскую к 15 годам лишения свободы.
По данным источников портала LRT, охрана Тихановской обходилась бюджету Литвы примерно в 1 миллион евро в год.
Цифра, безусловно, немалая. Особенно если учесть, что за последние пять лет экс-кандидат в президенты Беларуси ничем значимым не занималась. Она выступает на форумах, обвиняет действующие власти Беларуси и продолжает называть себя «избранным президентом».
Но стоит ли всё это миллиона евро ежегодно только на охрану? А ведь есть ещё содержание офиса и ежемесячные выплаты сотрудникам из её окружения. Для Литвы, которая не отличается богатством, стало раздражающим фактором то, что она вынуждена нести расходы за, условно говоря, «короля в изгнании» и его «свиту».
Что ждёт дальше Тихановскую и её приближённых? Переезд в другую страну ЕС (например, в упомянутую ФРГ) в надежде на продолжение щедрого содержания за чужой счёт? Или им придётся довольствоваться малым? И как долго её ещё будут признавать «избранным президентом», если учесть спад активности?
Известные зарубежные эксперты поделились своим мнением с Caliber.Az.
Политолог, в прошлом дипломат, эксперт в области безопасности Марс Сариев (Бишкек) считает, что Светлана Тихановская стала примером политического проекта, утратившего смысл после того, как не реализовалась изначальная задача — раскачать Беларусь изнутри.
«В 2020 году на неё делали ставку Вильнюс и западные кураторы, надеясь через «женский символ перемен» усилить влияние в регионе. Однако протестное движение угасло, а сама Тихановская превратилась в фигуру без реального политического веса.
Сегодня Литва, столкнувшись с экономическими затратами и отсутствием отдачи, стремится аккуратно свернуть этот проект. Сокращение охраны и заявление президента Науседы — сигнал о том, что Вильнюс хочет дистанцироваться, не теряя лица. Вероятный переезд штаба в Берлин — лишь попытка продлить жизнь политической конструкции, утратившей смысл», — отметил экс-дипломат.
Тем временем, по словам Сариева, внимание западных аналитических структур всё чаще переключается на самого Лукашенко.
«Его визави в последние месяцы становятся не случайные фигуры, а представители государств с репутацией нейтральных посредников. Показателен недавний визит в Минск главы султаната Оман — страны, выстроившей образ конструктивного и уравновешенного модератора мирных процессов на Ближнем Востоке. Этот опыт, возможно, вдохновляет Лукашенко искать новую роль — не оппозиционную Москве, но более автономную и гибкую.
В таком контексте проект Тихановской окончательно утрачивает значение: он был инструментом давления, но не стал частью новой архитектуры региональной политики», — подчеркнул Сариев.
Политолог Эндрю Корыбко (США) в свою очередь заявил, что решение Литвы сократить охрану Тихановской и слухи о переводе её офиса из Вильнюса в Берлин обусловлены несколькими причинами.
«Во-первых, её поддерживаемый Западом проект смены режима не привёл к ослаблению правительства президента Лукашенко, не говоря уже о его свержении.
Во-вторых, некоторые белорусские политические беженцы и экономические мигранты, прибывшие в Литву за последние пять лет, придерживаются националистических взглядов, противоречащих литовским.
И, наконец, США и Беларусь изучают пути сближения.
Если говорить более подробно и по порядку, Беларусь считает масштабные протесты, вспыхнувшие после выборов летом 2020 года, «цветной революцией». Явная поддержка этих протестов со стороны Запада, особенно соседних Литвы и Польши, а также отказ признать победу Лукашенко подтверждают эти заявления. Благодаря различным формам поддержки со стороны России Лукашенко смог подавить беспорядки и восстановить стабильность. Сейчас в Беларуси спокойно, и в январе состоялись очередные выборы.
Что касается роста межэтнической напряжённости, некоторые оппозиционно настроенные белорусы считают, что Великое княжество Литовское было славянским государством, либо что прибрежные балты, основавшие это космополитическое государство, присвоили его наследие за счёт славян. В отличие от них, проправительственные белорусы придерживаются русскоцентричного и советского взгляда на историю», — отметил эксперт.
По его словам, современные литовцы считают националистические взгляды белорусской оппозиции угрозой своей стране, и многие из них хотят, чтобы Тихановская уехала.
«Если говорить в более широком смысле, администрация Трампа осуществила несколько громких соглашений с Лукашенко, каждое из которых привело к освобождению лиц, которых США считают политическими заключёнными. Лукашенко недавно заявил, что готов к «большой сделке» с США. Поэтому этот шквал дипломатических действий оказывает давление на Литву, требуя прекратить поддержку Тихановской. Продолжение её финансирования на прежнем уровне может помешать соглашению, которое Трамп и Лукашенко стремятся заключить.
В целом, заговор Запада по смещению Лукашенко провалился, поэтому пришло время оставить Тихановскую и начать работать с ним. По мере активизации российско-американских переговоров по Украине Беларусь, вероятно, будет участвовать в любом соглашении, достигнутом Путиным и Трампом о прекращении конфликта, что в лучшем случае может привести к тому, что она станет мостом для возобновления российско-европейской торговли и энергетического сотрудничества.
Количество российских войск и техники в Беларуси, а также американских войск и техники в соседних странах также может быть сокращено для деэскалации напряжённости», — заключил Корыбко.