Армения и мечты о ЕС: географию никто не отменял Три эксперта на Caliber.Az
21 июня в Национальном собрании Армении пройдут слушания вокруг референдума о членстве страны в Евросоюзе. В связи с этим было созвано внеочередное заседание Постоянной комиссии парламента по вопросам европейской интеграции, сообщают армянские СМИ. С предложением о референдуме выступила «Платформа демократических сил Армении», которая объединяет несколько политических сил — партии «Республика», «Христианско-демократическая партия», «За Республику» и «Европейская партия Армении». Лидер партии «За Республику» Арман Бабаджанян заявил, что цель референдума — повысить устойчивость и жизнестойкость Армении.
Это весьма любопытная инициатива, но не слишком ли спешат армянские политики? Ведь всем известно, что Армения уже состоит в ряде политико-экономических и военных союзов, близких к Москве, в частности, ЕАЭС и ОДКБ. И членство страны в них совершенно не сочетается со стремлением вступить в ЕС. Так каково же будет практическое наполнение этого референдума, даже если он состоится? И какой может быть реакция на него в Брюсселе и в Кремле?
На эти вопросы Caliber.Az ответили зарубежные эксперты.
Казахстанский политический аналитик, эксперт по международным вопросам Казбек Бейсебаев напомнил, как в известной советской комедии один персонаж произносит тост и говорит: «Давайте же выпьем за то, чтобы наши желания и возможности совпадали!»
«Так и со вступлением Армении в Евросоюз. Желать — это одно, а возможности — это другое. Являясь членом ЕАЭС, Армения имеет определенные плюсы и в первую очередь экономические. Для того чтобы начать путь в Евросоюз, надо для начала выйти из ЕАЭС, то есть придется заранее отказаться от этих плюсов. Готова ли Армения пойти на такие шаги — это большой вопрос. Кроме того, процедура вступления — дело не быстрое и займет не один год», — отметил политолог.
Не надо забывать о том, что ещё и в самом Евросоюзе имеются свои проблемы, говорит он.
«Сохранится ли Евросоюз в нынешнем виде? — такие вопросы тоже возникают. Поэтому можно много чего говорить о вступлении в Евросоюз, но от слов до реализации расстояние очень большое. Что же касается позиции Москвы в отношении гипотетического членства Армении, то Россия мало что от этого потеряет», — считает Бейсебаев.
Эксперт по постсоветским странам, корреспондент отдела международной жизни на Чешском Радио (Прага) Ондра Соукуп подчеркнул, что идея референдума в Армении по поводу евроинтеграции, естественно, лежит в политической плоскости.
«А правовых последствий она иметь не может. То есть это такая скорее декларация о намерениях. Ее можно сравнить, например, с «референдумом» в сепаратистском Приднестровье пару лет назад — что они, типа, хотят стать частью Российской Федерации. Или же вот на предстоящих президентских выборах в Молдове тоже будет своеобразный референдум по поводу европейского выбора. Однако практических последствий это иметь не может. То есть в описываемом случае, я так понимаю, это попытка армянских политиков, которые сильно разочаровались в позиции России, отыскать какие-то альтернативы. Но понятно, что географию никто не отменял, и это выглядит пока что как некие благие пожелания с их стороны», — полагает Соукуп.
Как отметил в свою очередь польский политолог, доктор наук факультета востоковедения Варшавского университета Конрад Заштовт, на его взгляд, премьер-министр Никол Пашинян сейчас принимает решение о проведении серии референдумов, в том числе референдума по делимитации границы с Азербайджаном, чтобы укрепить легитимность своего правительства.
«Следует учитывать контекст достаточно бурных протестов против Пашиняна со стороны оппозиции, мобилизованной архиепископом Багратом. Хотя протесты не свергли правительство, они подорвали его популярность. Пашинян не хочет брать на себя всю ответственность за внешнюю политику Армении, он желает разделить ее не только с политическим классом, но и со всем обществом. Наверное, для этого и проводятся референдумы», — предположил доктор Заштовт.