Целесообразность как главная европейская ценность Учиться, учиться и еще раз учиться...
Глупо, по-моему, сомневаться в том, что главной, основополагающей европейской ценностью является целесообразность. «Париж стоит мессы» – этим высказыванием можно описать, по большому счету, всю европейскую историю. И у европейцев есть чему учиться. Хотя бы потому, что Европа — это не только разврат (не совсем понимаю, что в этом вообще плохого), не загнивание, не парады сексуальных меньшинств - короче, совершенно не то, в чем с пеной у рта убеждают своих и чужих граждан российские масс-медиа.
Европа это много чего и очень много всего. Это и бережное отношение к собственному прошлому, к природе, к слабым (в рамках своего государства), это и подотчетность чиновников, и верховенство закона. И, представьте, и самоуважение - то есть если в парламенте какой-то европейской страны некто начнет жаловаться, что ему, депутату, не хватает денег на черешню, в зале пожмут плечами и отправят к гражданину налоговиков. Которые, скорее всего, найдут у народного избранника много чего интересного.
А еще у жителей Старого света, несомненно, наличествует чувство меры. На редкость нужная штука, к примеру, при необходимости они вырежут другой народ и глазом не моргнут, но обставят это аккуратно, да так, что о них никто плохо не подумает - «так получилось, мы просто устраняли препятствие во благо всего цивилизованного человечества». Да и лишнего зла без особой на то необходимости причинять не станут, равно как и вредить и пакостить без выгоды.
Ну и, конечно, плюс знания. У Европы обитателям других континентов не грех поучиться - долго, старательно и упорно. Но главное в них всё же — прагматика и чувство меры. Позволю себе несколько фривольную параллель: искушенный, умелый мужчина ласкает тело женщины перышком. А полудурок будет ласкать всей птицей. Целиком. Причем неощипанной. Результаты, думаю, более чем предсказуемы.
В дело идет решительно все, потому как европейцы – люди рачительные. Например, движение суфражисток (читай – тот же феминизм, просто ранний, ну который за равноправие). В некоторых странах это движение приводило к срыву военной мобилизации и разжиганию социальных конфликтов. В Германии, Франции, России. А в Британии…. Сразу же после начала Первой мировой войны суфражистки объявили, что базис женского равноправия — ударный труд у станка до седьмого пота. И пора, мол, милые женщины, записываться в армию и идти на фронт. Именно так работают Взрослые Люди. Избирательно. Тут можно – а здесь не нужно. Испытаем у соседа, и поглядим на результат. Если это и впрямь хорошо – пусть и у нас приживается. А окажется не очень – вырвем с корнем, да так, что следов не останется.
В Европе (я не как о части света, а как о концепции, то есть и о Великобритании тоже, хотя она и является ее, Европы, вечным противником) нет стран-вегетарианцев, там все государства – хищные, заметно отличаются размерами и все носят маски. Это веселый Полишинель, который при необходимости может обернуться Марианной, устраивающей революции и подминающей под себя пол-Африки. А вот Арлекин, который вроде бы глуповат и наивен, но не обманывайтесь, он с легкостью превращается в Эллекина, от которого будет плакать вся округа. Это и милейший Джон Булль с красной физиономией завсегдатая пивных, болтун и хохотун, но когда надо – он же Лев, который встает на задние лапы и берет себе то, что считает нужным. Есть веселый и не лишенный обаяния Локи, но это тот ловкий, которого лучше не злить и с которым лучше не связываться. А вот сентиментальный Вертер, пылкий юноша с геттингенской душой, но стоит соседям зазеваться, как они становятся частью то Второго, а то и Третьего рейха.
Так что поменьше простодушия, сограждане, и побольше наблюдательности. Говорить громко о своих догадках совершенно необязательно, а вот сделать выводы – жизненно необходимо. У нас тоже есть символ. Свой, национальный. Джыртдан. С хитрецой персонаж, слегка простоват, но дураком его не назовешь. И как показывает практика, наш Джыртдан тоже на кое-что способен. Например, обернуться Серым Волком. Быстрым, способным за 44 дня вернуть себе то, что у него отгрызали в течение тридцати лет. И ставку надо делать именно на это. Обставлять все по-европейски, соблюдая приличия, «точь-в-точь как у вас». В крайнем случае написать объяснительную. В тот же Совет Европы. Мол, подтверждаем, что в ходе проведенных превентивных воспитательных мероприятий оборонительно-гуманитарного характера большая группа сепаратистов пала смертью быстрых, наглых и самую малость упрямых по причине того, что представляли собой общественную опасность. Настаиваем на понимании и не раскаиваемся, принимая во внимание Судетский прецедент от второго августа 1945 года. И подпись: Люпус Эст.
Нужно учиться у взрослых всему тому, что они так хорошо умеют и культурно обставляют. Интегрироваться в Европу нам, думаю, без надобности, а вот перенимать то, что является нужным, разумным и полезным – надо. Тут главное не перепутать и подключиться к их водопроводу, а не к канализации. И, конечно, не заигрываться, пока не научились.