«Экзистенциальная проблема Грузии – неразрешенные конфликты. Но они будут решены» Звиад Джгереная ответил Caliber.Az
На вопросы Caliber.Az о влиянии российско-украинского конфликта на экономику Южного Кавказа отвечает грузинский эксперт, член движения «Возвращение» Звиад Джгереная.
- Какие последствия для мировой финансовой системы в целом, а в частности - для экономики Южного Кавказа и Грузии может иметь российско-украинская война?
- Последствия войны России с Украиной уже вызвали потрясения не только в этих странах, но и во всем регионе и даже мире, и они говорят о важности наличия глобальной системы финансовой защиты и региональных механизмов для защиты экономики. Хотя некоторые последствия могут проявиться в полной мере лишь через много лет. Все происходящее имеет большое значение для такой маленькой страны, каковой является Грузия с населением в 3,5 миллиона человек, 20 процентов территории которой оккупированы Россией.
Большинство стран СНГ, в том числе страны Южного Кавказа, в значительной степени зависят от российской экономики через каналы торговли и финансов, включая прямые инвестиции, а некоторые из них также рассчитывают на денежные переводы трудовых мигрантов. Поэтому неизбежный экономический спад в Российской Федерации негативно отразится на этих странах. А с другой стороны - переход некоторых компаний, в частности в сфере финансов и информационных технологий, из Российской Федерации с целью избежать эффекта санкций может быть положительным фактором для стран, куда они переместились.
Вместе с тем подчеркну, что в нынешней ситуации все прогнозы весьма условны.
- Грузия давно стремится в ЕС. Что это даст экономике страны?
- Известно, что 85% населения Грузии поддерживает европейский путь страны, и это закреплено в Конституции страны. Недавние события, когда люди вышли на улицу защищать европейские ценности, доказали, что стремление государства cтать членом европейской семьи близко к реальности. Не стоит забывать и об украинском факторе, который ускорил многие процессы.
Евросоюз поддерживает Грузию в развитии ее экономического потенциала посредством международного сотрудничества. Это включает помощь в соответствии с правовыми стандартами этой международной организации. В 2014 году ЕС и Грузия подписали соглашение об ассоциации, включая углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли (DCFTA). Оно рассматривается как особый тип соглашения, поскольку предусматривает амбициозную задачу интеграции во внутренний рынок Европы. DCFTA - осью соглашения об ассоциации и помогает модернизировать и диверсифицировать экономику Грузии. В 2014 году торговый аспект соглашения, включая DCFTA, начал реализовываться. DCFTA углубляет экономические связи Грузии с ЕС и охватывает такие вопросы, как государственные закупки, общие таможенные правила, технические и санитарные стандарты для продуктов питания, интеллектуальная собственность, правила конкуренции.
В то же время ЕС поддерживает наше правительство в процессе повышения экспортного потенциала страны и поддержании конкурентоспособности путем создания систем менеджмента и инфраструктуры качества, обеспечивая тем самым соответствие мировым стандартам.
И все же, на мой взгляд, главное заключается в том, что Грузия сможет развиваться и добиться процветания за счет огромной торговой системы ЕС.
- США обвинили ряд стран, в том числе Грузию, в обходе санкций против России. Считаете ли вы подобную озабоченность Вашингтона правомерной?
- Eсть одна характерная черта экономических санкций - они принимаются довольно быстро, но отменяются очень медленно, так как такое решение требует политического консенсуса. Hадо отметить, что cреди стран Кавказа только такой поставщик энергоресурсов, как Азербайджан, имеeт доступ к экспортным рынкам нефти, а Грузия, которая не является экспортером стратегического сырья, в значительной степени зависит от российского туризма.
Но это одна сторона медали. Другая же в том, что, не разделяя политический пафос Вашингтона, руководство Грузии идёт на риск потерять доверие своих основных партнеров и друзей. Сознавая, однако, что грань между этими двумя состояниями очень тонкая.
- Грузия, - действительно, страна со стремительно развивающимся туризмом. Однако в последнее время приезжающие туда выражают недовольство заметным ростом цен, особенно в ресторанах - аж на 20-30%. Чем обусловлено такое повышение и как это отразится на туристическом потоке?
- Kак уже отметил, один из факторов того, что Грузия не присоединилась к санкциям, это ожидание туристического потока из России и Беларуси. Но РФ не единственная страна, из которой увеличился поток путешественников. По данным Национальной администрации туризма Грузии, значительно выросло число туристов из Армении, Азербайджана, Объединенных Арабских Эмиратов, а также европейских стран. Что же касается цен, то по сравнению с европейскими ценами и с учетом качества и условий сервиса, можно сказать, что у нас они вполне приемлемые. Правда, украино-российская война привела к росту цен на недвижимость, что вызвано увеличением числа въезжающих в страну надолго.
- Как приток граждан из РФ и Украины после начала войны влияет на микроэкономические показатели Грузии?
- Очень бы хотел ответить на этот вопрос, отметив положительные ожидания, - мол, приток граждан из РФ и Украины позитивно отразится на благосостоянии страны. Но несмотря на заявления властей о том, что у нас двузначный экономический рост, к сожалению, все это никак не отражается на улучшении жизни простых граждан, и в целом все не так хорошо.
- Как повлияла на денежные переводы из РФ в Грузию так называемая «военная спецоперация» в Украине?
- Денежные средства, переведенные из России, по-прежнему являются значительным стимулятором грузинской экономики. Но в то же время существуют риски, что таким способом будут отправлены деньги, попавшие под санкции. Тем не менее, согласно последним статистическим данным, динамика денежных переводов из России существенно не изменилась.
- Нынешний уровень сотрудничества Грузии с Азербайджаном и Турцией - как вы его оцениваете?
- Грузия считает Азербайджан и Турцию своими историческими соседями, союзниками и друзьями. В этом отношении ее политика, естественно, не может измениться. У Грузии есть неразрешенные конфликты, - это ее экзистенциальная проблема, которая обязательно будет решена. И в этом огромную роль сыграет последовательно четкая политика грузинского государства по отношению к своим ближайшим соседям.