«Если Армения видит свое будущее в НАТО, ей придется договариваться с Турцией» Дмитрий Солонников на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с директором российского Института современного государственного развития Дмитрием Солонниковым.
- Как вы расцениваете размещение долгосрочной миссии ЕС в Армении и последствия этого шага для Еревана?
- Миссия ЕС в Армении – это продолжение целенаправленной политики современного Еревана по сближению с Евросоюзом и США и постепенный выход из партнерских отношений с Россией. Армения однозначно станет двигаться в сторону евроатлантического пространства, уже не будет рассматриваться как часть евразийского пространства и, само собой, прекратит ориентироваться на СНГ. В принципе, этот процесс уже начат и продолжается пошагово. Обратите внимание: сначала в Армении побывала небольшая миссия ЕС, теперь ожидают долгосрочную, а вслед за тем последует размещение там военных НАТО. Такой сценарий вполне вероятен, поскольку Пашинян, который сам пришел к власти благодаря поддержке американских некоммерческих организаций и финансированию соросовского фонда, вряд ли будет проводить иную политику, не устраивающую США. Полагаю, Армения будет двигаться на Запад, но при этом попытается получить максимальную выгоду от взаимоотношений с Россией, сохранив экономические связи с ней. При этом политические отношения между Москвой и Ереваном будут охлаждаться, а военно-техническое сотрудничество и вовсе прекратится.
Участие Пашиняна в межправкомиссии ЕАЭС, которая недавно прошла в Алматы, говорит о том, что Армения продолжить участие в евразийских проектах, поскольку ей это выгодно. В общем, действовать станет по принципу: «Зарабатывать будем за счет России, а что касается политики - будем двигаться в другом направлении». К чему это привело, мы уже видели на примере Киева, а сейчас по такому же пути движется Ереван.
- Армения отказалась от предложения России отправить на ее территорию миротворцев ОДКБ. Сделала ли Москва для себя из этого выводы?
- То, что Армения останавливает сотрудничество в рамках ОДКБ, было заявлено. С одной стороны, Ереван опасается, что часть стран ОДКБ более комплиментарно относится к Азербайджану, чем к Армении, и это предлог, из-за которого Армения приостанавливает свое участие в этой структуре. С другой стороны, если Армения ориентируется на Евросоюз и НАТО, то первое, что она должна будет сделать, так это прекратить участие в совместном с РФ военно-политическом блоке. Экономические связи ей еще разрешат сохранять какое-то время. Поэтому миротворцев ОДКБ на своей территории Ереван не позволит размещать, а будет привлекать туда представителей ЕС и военнослужащих НАТО. Пока что Москва и другие члены ОДКБ никаких контрдействий, пожалуй, предпринимать не будут.
- Армянская сторона пытается выставить себя в роли жертвы, навязывая миру миф о блокаде 120 тысяч армян Карабаха из-за мирной акции азербайджанских экоактивистов на лачинской дороге. Вы согласны с тем, что чистой воды армянская спекуляция?
- Всем понятно, что Армения спекулирует цифрами. Ни о каких 120 тысячах армян Карабаха не может быть и речи, реальная численность проживающих там армян увеличена в разы. Там наберется десяток или несколько десятков тысяч человек. Двадцать лет не было полноценной переписи населения в регионе, так что все оценки очень приблизительные. При этом очень часто за «армян Карабаха» выдают тех, кто давно проживает в Ереване или даже за границей. Но их приписывают к населению региона. Но ведь вопрос не только в цифрах, но и в том, что необходимо урегулировать хозяйственную деятельность в Карабахе. Нельзя разграбить национальные и природные богатства Азербайджана, а потом идти договариваться, выставляя свои условия. Если хозяйственная деятельность в Карабахе в рамках интеграции всей его инфраструктуры в Азербайджан будет осуществляться на законных основаниях, то не имеет значения, какая часть армянского населения захочет интегрироваться в рамках этого процесса. Будет это 10 или 30 тысяч человек - какая разница. Если эти люди примут для себя решение интегрироваться в мирную жизнь Азербайджана, то значит удастся об этом договориться. Поэтому вопрос не в численности, а в правовых основаниях действий и в последствиях этих действий.
- Когда, по-вашему, могут возобновиться переговоры между Баку и Ереваном?
- О возврате к переговорному процессу между Баку и Ереваном нужно говорить всегда. Как минимум потому, что возможность переговоров снимать нельзя никогда. Даже Россия, будучи в сложной ситуации на западных границах с Украиной, предполагает возможность переговоров. Так что переговорный трек имеет перспективу. Но вопрос в том, где их проводить, кто будет участником и какие документы окажутся на столе в рамках этих переговоров. Полагаю, это важнее всего для такого процесса.
- А что вы думаете о нормализации армяно-турецких отношений?
- Турция выступает за нормализацию вообще и будет стараться, чтобы процесс двигался в этом направлении. Анкаре важно создание транспортно-логистического коридора с выходом в российское транспортное пространство и к Каспийскому морю. Поэтому Турция взаимоотношения с Арменией будет использовать для решения своих геоэкономических и логистических вопросов. Понятно, что обе страны преследуют в этой связи свои интересы, поэтому скорее всего нормализация отношений неизбежна.
В то же время урегулирование турецко-армянских отношений - это движение с двух сторон. Если Армения видит свое будущее в рамках Евросоюза и НАТО, то она должна договариваться со всеми структурами, учитывая при этом и фактор членства Турции в Североатлантическом блоке. Поэтому для Армении трек на Запад в том числе и возможность сблизиться с Турцией. То есть урегулирование отношений с Турцией - одно из обязательных условий нормализации отношений с НАТО и подключения Армении к натовской программе. Ведь если говорить о Турции, то она всегда проводит многовекторную политику, причем прежде всего в интересах турецкого народа. Тем не менее Анкара, будучи верным союзником Баку, всегда за урегулирование отношений между Арменией и Азербайджаном, но при этом учитывая интересы Баку и настаивая на их реализации.