МУС против Израиля: политизированность и идеологическая ангажированность Люкимсон и Эскин на Caliber.Az
Прокурор Международного уголовного суда Карим Хан подал ходатайства об аресте премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, министра обороны страны Йоава Галанта и трех лидеров ХАМАС, обвинив их в совершении военных преступлений и преступлений против человечности на территории Израиля и сектора Газа. Его запрос должна рассмотреть Палата предварительного производства МУС.
Ходатайства Хана вызвали единодушное осуждение в Израиле, но довольно неоднозначную реакцию в мире. Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху назвал это «проявлением нового антисемитизма». Все обвинения премьер считает абсурдными и ложными. «Я с возмущением отвергаю сравнение, которое сделал прокурор в Гааге между демократическим Израилем и массовыми убийцами из ХАМАС. Это полное искажение реальности», — заявил он.
Второй обвиняемый – министр обороны Йоав Галант – заявил, что решение Карима Хана является попыткой лишить Израиль права защищать себя и обеспечить освобождение заложников. По его словам, Израиль ведет боевые действия в Газе в соответствии с международным правом и оказывает там гуманитарную помощь.
Президент Израиля Ицхак Герцог отметил, что международная судебная система находится под угрозой краха после такого шага прокурора МУС: «Это представляет собой односторонний политический шаг, который придает смелости террористам во всем мире».
Запрос Хана на арест премьера и министра обороны раскритиковали также оппозиционные политики Израиля. Так, лидер оппозиции Яир Лапид назвал заявление прокурора «катастрофой» и «моральным провалом».
Новость о запросе ордера на арест премьера и министра обороны Израиля резко раскритиковали президент США и законодатели от обеих партий. В Госдепартаменте заявили, что МУС не обладает юрисдикцией в вопросе конфликта на Ближнем Востоке. А спикер Палаты представителей Майк Джонсон даже допустил, что США могут ввести санкции против Международного уголовного суда, чтобы его члены столкнулись с последствиями, если выдадут ордера на арест израильских чиновников.
В Европе просьбу прокурора МУС выдать ордера на арест лидеров Израиля раскритиковали Австрия, Британия, Германия, Италия, Венгрия и Чехия. А вот Франция поддержала МУС в этой ситуации.
Чем чревата нынешняя инициатива МУС для Израиля? Действительно ли высших чиновников Израиля смогут арестовать в случае выезда их в те страны, которые признают юрисдикцию МУС? Оценить эту ситуацию по просьбе Caliber.Az взялись известные израильские эксперты.
Аналитик, писатель, заместитель главного редактора газеты «Новости недели» (Тель-Авив) Петр Люкимсон начал с того, что Израиль отвергает все обвинения в геноциде, и не голословно, а на основе фактов.
«Мы всегда вели и сейчас ведём войну в Газе с соблюдением всех международных законов, чего не делало и не делает никогда ни одно государство, включая США. Не говоря уже о России, Сирии и всех прочих. Возможно, дело не в том, что мы такие гуманные и хорошие, а просто потому, что мы знаем, что все наши действия будут рассматриваться международным сообществом через увеличительное стекло, в отличие от действий других стран. Все сообщения о количестве погибших в Газе исходят от Министерства здравоохранения ХАМАСа, и их на сегодня порядка 35 000 человек. Но когда дело дошло до верификации, Минздрав ХАМАСа признал, что может верифицировать лишь гибель 24 000 человек. При этом 80 процентов погибших — это мужчины старше 18 лет. Но, во-первых, армия ХАМАСа насчитывает не менее 30 000 боевиков, то есть большинство погибших — это террористы. Что касается ещё 20 процентов, то не стоит забывать, что на стороне ХАМАСа воюет множество подростков 15–17 лет. Их было немало и среди тех, кто участвовал в резне 7 октября», — отметил журналист.
Безусловно, жертвы среди мирного населения есть, как на любой войне, но и здесь не стоит забывать, что Израиль всячески старается их избежать, а ХАМАС часто использует женщин и детей в качестве живого щита, говорит он.
«Вообще, обвинения Израиля в «геноциде» невольно воскрешают в моей памяти события 1915 года в Турции, с которыми я знаком по разным источникам, включая армянские. Даже последние не отрицают, что армяне Восточной Анатолии готовили восстание с тем, чтобы присоединиться к России. В рамках этой борьбы были устроены погромы турок в разных городах. И вот когда турецкая армия вмешалась, чтобы навести порядок, уничтожила несколько армянских банд, а затем правительство приняло решение о депортации армянского населения в глубины империи, по дороге выселяемые и в самом деле подверглись жестокому нападению курдов. Жертв и в самом деле было много, но вопрос о том, кто первым начал? — остаётся, как и вопрос о том, можно ли назвать эти события армянским «геноцидом»?
С «геноцидом» же палестинцев в Газе всё ещё более несправедливо. На протяжении последних 20 лет из сектора Газа, где не было ни одного еврея, осуществлялись ракетные обстрелы и террористические вылазки. Тем не менее по требованию международного сообщества Израиль все эти годы поставлял туда бесплатно воду, электричество, продукты питания и т. д., а международное сообщество — стройматериалы, трубы, химикаты и всё прочее, из чего делались ракеты, строился гигантский подземный город для осуществления террора и т. д.», — рассказывает Люкимсон.
По его словам, в начале войны Израиль и в самом деле намеревался прекратить эти поставки, что заставило бы ХАМАС капитулировать в течение месяца, и всё было бы кончено.
«Но под давлением всё того же мирового сообщества поставки т. н. гуманитарной помощи были возобновлены, и в Газу потоком пошли грузовики с продуктами и всем прочим. Это продолжается до сих пор, и кроме сотен грузовиков с этой помощью, проезжающих ежедневно через пограничные КПП, сейчас появился ещё огромный причал, построенный у берегов сектора американцами, через который туда также поступает гуманитарная помощь. Большая её часть попадает в руки ХАМАСа и им же продаётся. Известно немало случаев, когда хамасовцы убивали тех своих соплеменников, которые пытались добраться до помощи раньше их. В любом случае сейчас в Газе нет недостатка в продуктах питания, электроэнергии, воде и прочем. Больше того — продуктов столько, что часть из них выбрасывается. Все утверждения о голоде в Газе — ложь и пропаганда. Кроме того, с этой гумпомощью туда явно потекли оружие и боеприпасы, и наш юг снова непрерывно отстреливается из Газы, хотя поначалу казалось, что ХАМАС лишится своего боевого потенциала и наши беженцы с юга смогут вернуться в свои дома.
Из всего вышесказанного становится понятна сама абсурдность всех обвинений Израиля в МУС, но сам этот орган давно себя дискредитировал, да и абсурд всё чаще правит бал в нашем мире, и возвращение к нормальности, если когда-то и произойдет, будет долгим и трудным. Достаточно посмотреть список судей МУС, чтобы понять, что они предвзяты и, говоря юридическим языком, находятся в конфликте интересов. Израиль не признает МУС, и его решения никак не повлияют на нашу позицию.
Что касается того, насколько ордер на арест Нетаньяху и Галанта может напугать наше руководство, то ведь большинство нормальных стран это решение не приняли. А что касается тех, кто принял или примет, то, как говорится, нам туда не надо. А вот судьям, которые утвердят это решение, может быть, навсегда заказан въезд по меньшей мере в США, а может, и в другие страны, поскольку речь идёт о поистине скандальном решении, отрицающем факты и противоречащем всем принятым нормам», — заявил Люкимсон.
В свою очередь политэксперт, публицист Авигдор Эскин (Иерусалим) отметил, что Международный уголовный суд пока еще не вынес решения по прошению его прокурора.
«Мы еще раз являемся свидетелями того, как судебные структуры демонстрируют политизированность и идеологическую ангажированность. Речь идет о полном крушении представлений о судебной системе как о вознесенной и объективной. Тот же суд игнорировал кровавые события в других точках мира», — заявил политолог.
Что же касается возможных последствий для израильских лидеров, то об этом говорить рано, считает он.
«Американцы уже делают немало для того, чтобы умерить прыть МУС. Если же попытки урезонить не увенчаются успехом, то сама эта структура перестанет существовать как авторитетная и действенная. При жестком противодействии США МУС обречен на отмирание. Так что я бы не спешил с опасениями и выводами», — закончил Эскин на оптимистической ноте.