«Ни в Украине, ни в России общества не готовы к миру» Юрий Шевцов на связи с Caliber.Az
Интервью Caliber.Az c белорусским аналитиком, директором Центра по проблемам европейской интеграции Юрием Шевцовым.
- Юрий Вячеславович, как бы вы оценили недавнее жесткое заявление Верховного представителя Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля о необходимости военного решения украинского кризиса? О чем это говорит?
- Само заявление означает, что Европейский Союз настроен на силовое решение украинского кризиса. Но я думаю, надо подождать немного, чтобы увидеть дальнейшее развитие событий. Не исключено, что Боррель пересмотрит свое мнение, учитывая, что это беспрецедентное заявление. Возможно, это просто оговорка или непродуманное заявление. Но даже, если предположим, что это была оговорка или, скажем, эмоциональная фраза, в любом случае она иллюстрирует реальное отношение Европейского Союза к сегодняшней России. Очевидно, что в ЕС возникло очень резкое неприятие России после начала войны в Украине. Предположу, что там видят высокую вероятность разгрома украинских войск на востоке Украины в ближайшие один-два месяца. Допускаю, что в Европе готовятся к началу поставок тяжелой военной техники в Украину и к углублению кризиса в отношении России.
- Как вы думаете, сколько еще может продлиться война в Украине?
- Военная операция на востоке Украины, которая ожидается в ближайшее время, скорее всего займет месяца два. Может больше. Там стотысячная группировка украинских войск, и это самая боеспособная часть армии Украины. Поэтому военные действия в этом направлении могут длиться долго.
Но я бы хотел заострить внимание на другой проблеме. Украина почти завалила посевную. Конечно, там будут пытаться посеять зерновые, но это будет очень тяжело, и я даже не представляю, насколько справятся там с этой проблемой после завершения сражений на востоке страны.
- Каким, на ваш взгляд, может быть исход боев в этом направлении?
- Скорее всего, Россия выиграет это сражение. Тогда война сместится в центральную Украину. И, скорее всего, Украина завалит уборочную в июле и посевную в августе. Не исключено, что гуманитарный кризис к концу года будет гораздо масштабнее в Украине, чем сейчас. При том, что сейчас, по оценкам ООН, в Украине уже более 11 млн беженцев, из них 4,5 млн уехали за пределы Украины, и более 7 млн находятся внутри Украины. Так вот, к концу года число беженцев возрастет, причем как внутренних, так и внешних. Соответственно, независимо от хода боевых действий к концу года в Украине ожидается грандиозная гуманитарная катастрофа. В зиму Украина войдет очень с большими трудностями. Это будет очень тяжелая зима.
- Масштабный продовольственный кризис коснется не только Украины, но и Европы, и иных стран континента?
- Да. Ряд стран в мире очень сильно зависит от поставок пшеницы и других продуктов из Украины и России. Прежде всего, это Египет, некоторые страны Ближнего Востока и Африки. Над этими странами нависает громадный кризис, связанный не только с поставками готовых продуктов из Украины и России, но и удобрений, поскольку они идут на международные рынки из России, Беларуси и Украины. Сегодня эти поставки резко сократились. А это значит, что из-за дефицита удобрений урожаи будут падать.
Другая проблема связана с поставкой горюче-смазочных материалов. Поскольку в мире произошел резкий рост цен на нефтепродукты, вырастут цены и на смазочные материалы для сельского хозяйства.
Третья проблема связана с поставками семян. В Украине возникла огромная проблема с семенами. Там и до кризиса мало производили семян, закупали на международном рынке, а сегодня уже не могут их завести к себе, да и закупить.
С другой стороны, немало проблем может возникнуть из -за засухи в ряде стран. Уже объявлено, что из-за засухи к зиме может возникнуть проблема голода даже в такой развитой арабской стране, как Марокко.
- Ваш прогноз весьма пессимистичен. Скажите, стоит ли оптимистично рассматривать недавнее высказывание Путина относительно скорейшего окончания войны?
- Я полагаю, это дежурное заявление. Россия же не отказывается от переговоров и выдвинула определенные условия. Это естественное заявление Путина, но оно вряд ли может быть реалистичным. Пока не завершится война на востоке Украины, вряд ли возможно ожидать какого-то исхода переговоров.
- То есть это единственная причина, которая тормозит повестку переговоров?
- Проблема в том, что и в Украине, и в России общества не готовы к миру.
- Может быть общество устало от войны?
- Ничего подобного. И в Украине, и в России огромный рейтинг действующих президентов. И от обоих президентов общества ждут победы. Украинское общество, как и российское, убеждено в своей победе. Вспомните, какую негативную реакцию в российском обществе вызвали намеки российских переговорщиков на переговорах относительно возможности заключить мир.
- Видимо, в России все еще не понимают до конца масштабность грядущей катастрофы, которая затронет всех.
- Да, именно так. Оба общества пока настроены на войну. Поэтому сколько времени продлится война, я не знаю. Думаю, долго. Все будет зависеть от того, кто победит в сражениях на востоке Украины. Оно все равно не остановит углубления гуманитарной катастрофы в Украине, а значит вряд ли стоит ожидать умиротворения.